ФНС опубликовала проект приказа, который утверждает формат единой банковской гарантии и порядок ее направления. Право предоставлять такую гарантию установлено поправками в НК в 2023 году.
Когда нужна электронная гарантия
Изменения в Налоговом Кодексе (статьи 74.1, 138, 176,1, 184, 193, 203.1 и 204 НК РФ), которые вступают в силу с 1 апреля 2024 года, позволяют использовать банковскую гарантию:
- при изменении сроков уплаты налоговых платежей;
- при замене ареста имущества;
- при приостановлении обжалуемого решения;
- при исполнении обязательств по мировому соглашению;
- при замене обеспечительных мер.
Также поправки в НК предусматривают возможность направить в налоговую инспекцию банковскую гарантию в электронном виде. Поэтому ФНС подготовила формат этого документа и правила работы с ним.
Как получить электронную гарантию
Порядок направления банковских гарантий в электронном виде устанавливает, что выдать соответствующий документ налогоплательщику вправе банк из реестра Минфина или корпорация «ВЭБ.РФ».
В документе должны быть указаны следующие реквизиты:
- дата формирования банковской гарантии;
- уникальный номер гарантии, присваиваемый гарантом в системе внутреннего учета;
- данные о принципале, бенефициаре, гаранте или его филиале;
- информация о сумме гарантии и ее сроке действия;
- сведения о лице, подписавшем гарантию.
В данных о банковской гарантии следует указывать информацию:
- о назначении документа и целях выдачи гарантии;
- об обязательствах, обеспечиваемых гарантией;
- об основаниях для выдачи документа;
- о дате вступления в силу гарантии и сроке действия (по указанную дату включительно);
- о сумме банковской гарантии и коде валюты;
- о соблюдении требований к максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий.
Документ, подтверждающий полномочия представителя банка, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) доверителя и хранится как файл в формате SGN. Гарант обязан вести учет и хранение всех выданных гарантий.
Правила направления гарантии
Гарантия предоставляется гарантом в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по ТКС. Документ подписывается УКЭП. При направлении гарантии также используются электронные формы:
- подтверждение даты отправки электронного документа;
- квитанция о приеме документа;
- уведомление об отказе в приеме;
- извещение о получении документа.
- информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Банковская гарантия считается принятой в налоговой службе, если гарант получил квитанцию о приеме документа. Гарантия не будет учтена инспекцией, если:
- направлена в налоговый орган, который не вправе принять гарантию;
- представлена не по установленному формату;
- указаны не все необходимые сведения;
- отсутствует УКЭП гаранта, либо подпись не соответствует требованиям.
При выявлении несоответствий в банковской гарантии или невозможности идентифицировать налогоплательщика ведомство уведомляет гаранта в течение пяти дней с указанием причин отказа в приеме.