Изменился механизм маркировки табачной продукции и электронных сигарет – постановление опубликовано 1 марта. Большая часть изменений вступит в силу уже через месяц после опубликования.
Какие изменения в маркировке приняты
Постановление вносит изменения в механизм маркировки табака, утвержденный в 2019 году. Теперь новые обязанности появляются у производителей и продавцов немаркируемых табачных товаров и вейпов, а также у производителей и продавцов сырья для табачной отрасли:
- Все новые участники рынка должны регистрироваться в системе «Честный знак» в течение недели с начала осуществления деятельности по обороту табачной и никотинсодержащей продукции.
- С 8 апреля этого года начинается передача в систему информации об изготовлении/продаже сырья и немаркируемых табачных изделий.
- До 22 апреля этого года надо внести в «Честный знак» информацию об остатках немаркированных изделий и сырья.
- С 8 апреля вступает в силу запрет продажи и изготовления сырья без передачи данных в систему, с 22 апреля – аналогичный запрет для немаркируемого табака. До обозначенных дат – переходный период, оборот продукции допускается без передачи информации в систему.
То есть участники рынка табачного сырья и немаркируемого табака обязаны передавать информацию в «Честный знак», как при маркировке товара, но маркировать товар при этом не нужно.
Не подлежат обязательной маркировке табачные изделия и вейпы, предназначенные на экспорт. Эта позиция закреплена в письме ФНС.
Правила изменились из-за вступления в силу с 1 марта некоторых пунктов ФЗ-203. Он регулирует изготовление и продажу табачного сырья, табачной продукции и электронных устройств для курения. В частности, вводит использование системы «Честный знак» для контроля оборота всей продукции, а не только той части, которая маркируется.
Действующие правила маркировки для табачной отрасли
Маркировка табачных изделий в России введена еще в 2019 году. Она распространяется на всю продукцию: сигареты, любой табак, сигары, сигариллы, папиросы. Правила маркировки определяются постановлением.
В 2022 году маркировать стали также электронные курительные устройства. То есть нагревающиеся электронные устройства для курения, жидкости для вейпов, в том числе безникотиновые, и одноразовые электронные сигареты с жидкостью.
Правила маркировки стандартные:
- Все данные передаются в систему «Честный знак».
- Производитель получает код маркировки, наносит его на товар или упаковку. Передает данные о кодах в систему.
- Товар передается оптовому продавцу. Производитель и оптовик фиксируют продажу товара в системе. Операция сопровождается УПД с кодами маркировки.
- Оптовик отгружает товар розничному продавцу. Операция также фиксируется с двух сторон в системе и сопровождается УПД.
- Розничный продавец сканирует код при продаже конечному покупателю. Код уходит из оборота.
Соблюдать правила маркировки обязаны все участники рынка табачных изделий.