Компетенции РП по версии PMI и здравому смыслу. Часть 2

09.12.20

Саморазвитие - Компетенции и навыки

Это продолжение моей прошлой статьи. Напомню, здесь я разбираю те компетенции, которые должны быть у уважающего себя руководителя проекта по итогам анализа рынка. Причем в том, что касается компетенций, относящихся к выстраиванию процессов - здесь, на мой взгляд, все более менее понятно. Ну или хотя бы предсказуемо. А вот в компетенции “про людей” иногда заставляют задуматься...

1-ую часть статьи можно прочитать здесь. 

Это статья-размышление - она скорее не дает инструкции, как надо работать, а предлагает задуматься - а что из этого я умею?
Также как и в прошлый раз, буду рада продолжить тему очным разговором на вебинарах и курсах. Ближайший разговор состоится в четверг 10 декабря в 12:00 на открытом вводном вебинаре Продвинутого курса по PMBoK.

 

Задача 7. Учитывать и устранять препятствия для команды

  • Определять критичные препятствия
  • Приоритизировать критичные препятствия
  • Использовать окружение для внедрения решений по устранению препятствий
  • Постоянно продолжать оценивать, все ли препятствия устранены

В прошлой статье я уже рассуждала про роли “менеджера” и “лидера”. И про идею “лидера слуги”. Короче, все большее внимание приобретает концепция руководителя, который вместо того, чтобы “строить” свою команду, занимается тем, что создает для нее подходящие условия.

Натыкалась когда-то на просторах Интернета на историю (сейчас попробовала найти - не нашла, кто найдет - поделитесь!) про директора типографии, который явно говорил своим подчиненным, что мои главные обязанности - чтобы у вас всегда были в наличии туалетная бумага и бумага для печати… И работала при нем типография существенно лучше и четче, чем при его преемнике, который занимался микроменеджментом.


Теперь давайте разберемся, а что же такое эти самые  “препятствия”?
Кстати, этим словом я перевела целых три понятия, упомянутые в английской версии описания содержания экзамена:  impediments, obstacles, and blockers

Что может быть в роли препятствий? Все что угодно. То, что мешает команде двигаться дальше. Например, из моей свежей практики, это могут быть, скажем:

  • Баг от 1С, не позволяющие реализовать требуемый пользователю функционал
  • Отсутствие доступа для удаленного подключения к серверу бизнес-заказчика
  • Сломавшееся оборудование
  • Неподписанные документы
  • Не идущий на контакт и вечно занятый владелец продукта/функциональный заказчик

(Список можно дополнять бесконечно)


Так вот, идея списка компетенций как раз про то, что главная задача руководителя - это помогать с теми препятствиями, с которыми команда сама справиться не может. 
А посильные трудности - это не трудности, это так, из серии - то что нас не убивает - делает нас сильнее…  На этом месте интересный вопрос, как определить: является ли препятствие критичным? Простой ответ: находится ли устранение этого препятствия в зоне влияния команды?
Вообще, деление по зонам влияния (то есть по тому, кто может исправить те или иные сложности) я бы определила следующим образом:

 

Ну и задача РП - не лезть в то, что посильно команде. Но при необходимости устранять мешающие препятствия, эскалировать наверх или привлекать к этому процессу заинтересованных сторон. 


Задача 8. Уточнять проектные договоренности

  • Анализировать границы, в которых могут быть уточнены договоренности
  • Оценивать приоритеты и определять конечные цели
  • Проверять, что цели проектных договоренностей достигнуты
  • Участвовать в переговорах по договоренностям
  • Определять стратегию переговоров.

Умение договариваться - это отдельная тема. Мы целые вебинары и практикумы проводим с целью моделирования различных переговорных ситуаций. 
Скажем, многим франчам знакомая история, когда  условием клиента является подписание актов в конце проекта. Мол, руководство хочет получить конечный результат, и не готово платить за то, что его не устраивает. “Когда будет так, как я хочу - тогда мы заплатим”. (Кстати, интересен ваш опыт - как можно взаимодействовать в подобной ситуации?)
 

Что самое важное при ведении переговоров?
Если в двух словах:
Оптимальный вариант - когда обе стороны готовы к взаимодействию в формате Выиграл-выиграл. И кроме цели “добиться бизнес-результата” еще и фигурирует цель “сохранить рабочие отношения”
Важно понять позицию и мотивы собеседника, и разговаривать исходя из них
К переговорам нужно готовиться. Стоит понять свою позицию и интересы, позицию собеседника
Важно заранее придумать и предложить собеседнику разные варианты действий в той или иной ситуации, то что называется BATNA - best alternative negotiation agreement - лучшая альтернативная договоренность по итогам переговоров.

 

 

 

Задача 9. Сотрудничать с заинтересованными сторонами

  • Оценивать потребности по вовлечению заинтересованных сторон
  • Находить баланс между потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон и целями проекта
  • Создавать атмосферу доверия и направлять заинтересованные стороны к достижению целей проекта

Для меня очень показательны в плане взаимодействия с заинтересованными сторонами итоги курсов по управлению ИТ-проектами.  Мы на выходе собираем “копилку”, какие инструменты им показались наиболее важными и полезными - и большинство признает, что инструменты работы с заинтересованными сторонами (реестр, матрица влияния, план вовлечения) оказались полезными и их будут применять в дальнейшем (см. пример матрицы в действии). 

 

 

 

Задача 10.  Создавать взаимопонимание

  • Анализировать ситуацию и определять основную причину недопонимания
  • Анализировать позиции всех сторон для достижения консенсуса
  • Поддерживать принятые договоренности
  • Предвидеть потенциальные недопонимания

По моему искреннему убеждению, у современных подходов к поиску взаимопонимания, ноги растут еще от метода “Грозовая туча”, придуманного Голдраттом. В чем суть метода? Мы обостряем противоречия, и понимаем, в какой именно исходной предпосылке кроется первопричина конфликта.

 

 

 

И дальше пытаемся разобраться: а действительно ли здесь есть неразрешимое противоречие?  Очень часто оказывается, что многие посылки на самом деле не являются истинными. И то, что кажется противоречием - перестает им быть, если вникнуть в ситуацию глубже, и уточнить исходные предпосылки сторон. 

Пример из статьи Евгения Панина с habr. 

 

 

Задача 11. Вовлекать и поддерживать виртуальные команды

  • Выяснять потребности членов виртуальных команд (связанные с окружением, географией, культурой, глобальные и т. п.)
  • Находить альтернативные пути (инструменты коммуникации, совместное расположение и т. п.) для вовлечения членов виртуальных команд
  • Внедрять опции, способствующие включенности виртуальных членов команд
  • Постоянно оценивать эффективность включенности виртуальных членов команд

Если честно, за “год Летучей мыши по китайскому календарю” столько говорилось на тему виртуальных команд, что я уже ничего не хочу здесь писать, чтобы не оспаривать лавры Капитана очевидность.
Пожалуй, только хочу еще раз напомнить, что работать с уже зрелой командой профессионалов виртуально можно практически столь же эффективно, что и очно. А вот развивать людей и складывать команды в “виртуальной реальности” куда сложнее. И обмен опытом и взаимное обучение идет куда хуже - надо какие-то специальные меры для этого применять. Например, мы практикуем какие-то мастер-классы и семинары, проводимые коллегами друг для друга - где люди делятся своим практическим опытом (как на текущем месте работы, так и на других). 

 

12. Определять командные договоренности

  • Обсуждать организационные принципы с командой и внешними заинтересованными сторонами
  • Создавать окружение, которое способствует приверженности командным договоренностям
  • Исправлять ситуацию в случае нарушения договоренностей

Одно из понятий, утащенных мною из литературы по проектному управлению в реальную рабочую практику - это Устав команды (team charter), упомянутый первый раз во втором пункте. Не путать с Уставом проекта, вообще ничего общего.
Так вот, Устав команды - это очень классная штука. Это командные договоренности про то, как наша команда работает. Каким образом назначаются задачи, когда проводятся совещания, какие часы обязательны для посещения, каковы критерии выполненной работы и так далее. И важно, чтобы эти договоренности определяла и придумывала команда. Потому что, как гласит первый закон фасилитации,

Люди гораздо охотнее исполняют решения, принятые с их участием. 

Задача 13. При необходимости выступать в роли наставника для заинтересованных сторон

  • Выделять время для наставничества
  • Замечать и использовать возможности для наставничества

На тему “роли руководителя проекта” я всегда предлагаю взять на вооружение текст про “6 шляп Agile-лидера/Скрам-мастера”. На тему поведения в разных ситуациях на последнем митапе “Гибридные методы управления проектами” хорошую метафору привел Павел Алферов: руководителю проекта важно, во-первых, как хорошему охотнику иметь с собой в патронташе большой набор разных патронов - на все ситуации. А во-вторых, уметь наиболее подходящие патроны для каждой ситуации грамотно выбирать. Так вот, роль “наставника” - это как раз один из таких “патронов”.

 

 

 


Задача 14. Увеличивать эффективность команды с помощью эмоционального интеллекта

  • Понимать поведение при помощи индикаторов личностных особенностей (personality indicators)
  • Анализировать индикаторы личностных особенностей и подстраиваться под эмоциональные потребности ключевых заинтересованных сторон проекта.

 
Про этот пункт тоже не буду распространяться слишком подробно. Вряд ли найдется человек, который будет спорить с тем, что эмоциональный интеллект руководителю проекта необходим, и что к каждому сотруднику нужно подбирать свой собственный “ключик” (см. мою любимую книгу на эту тему “Как пасти котов” Дж. Ханк Рейнвотер). Что помогает в этом направлении продвигаться? Мой опыт показывает, что в первую очередь это три вещи: 

  • Во-первых, практика - в том, чтобы понять и почувствовать других людей, учиться с ними взаимодействовать.
  • Во-вторых, фокус внимания - осознанно следить за состоянием и поведением других людей и учитывать его. 
  • В-третьих, обратная связь - проверять, насколько мои предположения и предложения были комфортны окружающим. 
     

В качестве заключения - полный список компетенций "про людей" с пометками по итогам нашего вебинара-дискуссии: красным цветом отмечены "самые больные", зеленым цветом - "самые важные".

 

 

 

Достаточно ли этих компетенций для руководителя проекта? Нет, конечно. Проверке компетенций, которые я здесь написала, посвящено чуть менее половины вопросов экзамена. Остальное - это процессы (управление изменениями, передача знаний, управление расписанием и так далее) и бизнес-окружение (оценивать выгоды проекта, поддерживать изменения в организации и так далее). Но это тема отдельного разговора… 

Приходите на открытый вебинар (отвечу на вопросы по курсу, про программу сертификации на PMP, и, традиционно, разберем несколько кейсов из опыта участников), записывайтесь на Продвинутый курс по управлению ИТ-проектами!


Источник содержания экзамена на английском языке. Вольный перевод с английского мой, не судите строго ))). Рассуждения на тему - не перводные, а мои.

 

См. также

Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Когда размер подразделения увеличивается в разы, а нагрузка на руководителей зашкаливает, неизбежен новый этап реорганизации. Расскажем о том, как перераспределить обязанности внутри команды, обосновать рост управленческого состава и сохранить эффективность при 90+ сотрудниках.

19.08.2025    214    0    user1270271    0    

4

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье – практические советы для тимлидов, как выстроить процессы так, чтобы команда росла, а нагрузка на лидов снижалась. Ключ – в отказе от привычки делать все самому, делегировании, системности и культуре передачи знаний. Это не теория – это опыт управления большой командой новичков в реальной продуктовой компании.

14.08.2025    435    0    ScaNNer    0    

2

Компетенции и навыки Бесплатно (free)

О важности Soft skills говорят много, но не всегда понятно, какие из «мягких навыков» нужны в ИТ и как их прокачать. Расскажем о реальном опыте поэтапного развития Soft skills у аналитиков – от определения нужных компетенций и способов их измерения до регулярных мини-тренировок, помогающих сотрудникам привести компанию к конкурентному преимуществу.

14.08.2025    398    0    user1471172    0    

2

Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Любой бизнес, который мы автоматизируем с использованием наших продуктов 1С – это система, сочетающая в себе управленческий, регламентированный и производственный учеты. Бизнес «живет» по правилам жизни системы. А регламентированный учет лишь отражает факт совершения хозяйственных операций. Расскажем о том, как с помощью технологии системного подхода видеть более целостную картину на входе в проект автоматизации, получать более качественную информацию в процессе обследования, глубже оценивать и предотвращать риски неуспешного завершения проектов.

04.08.2025    562    0    user1754524    2    

3

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье порассуждаем о том, как заметить в разработчике потенциального руководителя, что меняется в работе разработчика после того, как он становится тимлидом, и какими минимальными управленческими навыками должен владеть начинающий тимлид. Помимо руководителей статья будет полезна разработчикам, желающим стать тимлидами. Разберем, на что обратить внимание, что сделать, чтобы тебя заметили, и в каких вопросах стоит прокачаться заранее.

24.07.2025    821    0    val54321    3    

9

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье поговорим о том, как из специалиста, погруженного в технические задачи, вырасти в руководителя. Выясним, какие этапы и навыки на этом пути – ключевые. Разберем, где и как развивать управленческие компетенции и на что обращают внимание топ-менеджеры, выбирая будущих лидеров. И главное: как понять, действительно ли управление – это ваше, или лучше остановиться на роли эксперта?

23.07.2025    652    0    kosmonavtka    0    

7

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

Харизма помогает руководителю вдохновлять команду, влиять без давления и выстраивать доверие. Это не врожденное качество, а ресурс, который нужно подпитывать и развивать. Те, кто сможет развить в себе харизму, станут не только уверенными руководителями, но и свободными, по-настоящему счастливыми личностями. Расскажем о том, как харизма руководителя влияет на успешность проекта.

28.05.2025    793    0    user596192_shiiisha    0    

0

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

На вопрос HR «Кем вы себя видите через 3… 5 лет?» – аналитики и руководители проектов 1С все чаще отвечают, что хотят стать руководителями подразделений или даже компаний. Рост в сторону ТОП-менеджмента – большая амбициозная цель для специалистов, чьей работой является автоматизация бизнеса. И, действительно, в процессе внедрения бизнес-приложений 1С в разных компаниях мы получаем большой пласт практических знаний о бизнес-процессах, о конъюнктуре отраслей, успеваем проникнуться реальной атмосферой управления бизнесами и их подразделениями. Расскажем об обеих сторонах медали под названием «ТОП-менеджер», а также об анализе склонностей и базовых предпосылок сотрудников при переходе на эту роль.

14.04.2025    1093    22    Pryamonosov    1    

4
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. user1503726 09.12.20 16:33 Сейчас в теме
Спасибо за интересную статью.
Позволю себе высказать мнение по поводу первого закона фасилитации
. Люди гораздо охотнее исполняют решения, принятые с их участием.

Если не ошибаюсь, существует такое понятие как эффект присутствия ( о котором так долго говорили большевики наши клиенты) - пока вы здесь, все работает, ничего не глючит и не ломается.
И я теоретически допускаю, что техника тоже более охотно и качественно работает, если решения принимаются с ее участием.
В случае же человека более правильно будет сформулировать его по другому, как стокгольский синдром эффект от более точного исполнения понятных указаний, даже если с ними не согласен.
2. MariaTemchina 1669 09.12.20 16:37 Сейчас в теме
(1)Красивая версия, спасибо!
На эту тему мне, почему-то, вспомнилась карикатура (не нашла сейчас, к сожалению).
Сидят в баре два робота с бокалами мартини, вокруг них снуют люди-официанты. И один из роботов говорит другому: "Не понимаю, почему эти странные люди боялись, что мы отберем у них их работу?..."
evgd02; support; user1503726; +3 Ответить
3. Yashazz 4864 10.12.20 18:26 Сейчас в теме
Люди гораздо охотнее исполняют решения, принятые с их участием.

Люди должны исполнять решения, независимо от их охоты или неохоты. Это работа, а не воскресный пикник. Это обязанность, за которую платятся деньги. Вообще не понимаю, что это за рассуждения. Либо исполнитель выполняет свою функцию, либо "вот дверь, вот на*ер". Участие им подавай, ага. Устроить балаган из любого обсуждения, склоку из любого вопроса - вот что даст участие в обсуждении. И всё.

"Бить по рукам железными палками" (с) Великий Нгуен
ivan453; A1WEB; +2 1 Ответить
Оставьте свое сообщение