Уже 10 лет работаю 1с-программистом на фрилансе. И вот, в очередной раз подсчитав среднемесячный доход и взвесив объем морально-интеллектуального напряжения обнаружил себя неудовлетворенным ситуацией.
За эти годы я смог обнаружить многие ошибки начинающего и продолжающего фри, и решил, что стоит этим поделиться, возможно это кому-то поможет. Тем более, что почитав темы на форумах с удивлением обнаружил, что и другие фри называют этот вид занятости малоприбыльным.
Текстов по этой теме не так уж много. Некоторые из них сильно расходятся с моим опытом (возможно, другая специфика), некоторые же кажутся вообще странными умопостроениями в вакууме. (что интересно, пока мой текст отлеживался в черновиках, кто-то написал на такую же тему. Ну да ладно.)
//infostart.ru/1c/articles/1473173/ от Rustig - вот эта статья мне симпатична, хотя местами подход выглядит для меня "квадратным". Кое-где сошлюсь на нее ниже.
Отмечу, что разного рода блогеры, "продающие" образ жизни удаленного предпринимателя с большой вероятностью люди с деловой жилкой. В отличие от большинства программистов.
Мой опыт - работа, осложненная тревожностью, неуверенностью в себе и прочими заморочками. Нередко свойственными и другим программистам.
Сам я стал фри после франчайзи, поэтому опыта постоянки, для сравнения, мне к сожалению не хватает.
Практически всегда я работаю с постоянными клиентами и годами. Если у кого-то получается по-другому - интересно узнать, как и почему. Это сыграет роль во всех моих тезисах. Основной моей хронической проблемой является превышение стека задач над желаемым количеством работы.
Первым делом рассмотрим мотивацию стать фрилансером. Основное:
А. Больший доход/или больший в отношении к трудозатратам.
Б. Более высокий уровень свободы, гибкий график и.т.п.
В. Размыто. Качество жизни, и прочее.
Далее попробую изложить тезисы (структурно не получится, но мы с вами все и общие модули БСП читали:) ):
А. Доходы
- Если считаем доход в часах, то следует корректно вести расчет.
Я читал статьи форумы, общался с людьми. Время эффективной работы в день опытные люди (да и прямо скажем подвыгоревшие. Большинство 1с-ников со стажем не горят своей работой.) называют в 4-5 часов день. (Усердный @Rustig предлагает 5) Кто-то даже и про 3 говорит. Я давно веду строгий подсчет "чистого" времени работы - 4 часа считаю нормой. Конечно, у всех разный стиль работы - кто-то скрупулезный и обстоятельный, а кто-то быстр и импульсивен, к тому же успешно переключается между задачами. Также, есть специфика - писать код по ТЗ или анализировать производительность можно дольше, нежели решать кучу мелких срочных проблем.
Возьмем для примера ставку 1500/ час. Таким образом, у неискушенного программиста может нарисоваться формула (21 раб. день в месяц):
8*21*1500 = 252 000/месяц. Сомнительно!
Предложу грубую формулу, исходя из своей "нормы":
4*21*1500 = 126 000. Любопытно - получается существенно ниже предлагаемых на hh окладов.
Далее выпишу некоторые "поправочные" коэффициенты-корреляты:
- D Время на детализацию-расчет выполненных работ, выставление счетов. (это может быть 10% времени)
- Adm Различные административные вопросы. Например, время на подачу деклараций, открытие счетов. (не много, на самом деле. 1%)
- Tax Налоги (не в часах, а в рублях). Это если вы ИП, и они включены в ставку. (пусть 6 %)
- Canc Время затраченное на проекты, не запущенные в работу. Например, произошла встреча-согласование. Либо вы обследовали на базу на предмет решения какого-то вопроса, но работа осталась не доплаченная. (Пусть 2%)
- Crim (Вас могут вообще "кинуть". В моей практике такое бывает крайне редко. Давно уже не было проблем на сколько-нибудь значимую сумму) (Пусть 2%)
- H Отпуск + праздники. Недели, когда вы в отпуске нужно покрыть из дохода рабочих месяцев. (Путь 12%)
- Ds Болезнь. Лично я сильно болею не часто (неврозы мы не считаем) (5%)
- Hmm С точки зрения трудо-моральных затрат надо еще вспомнить про время, когда в выходной вы переживаете о нерешенной задаче, неудачном проекте, или напряженной ситуации. Думаю, что в работе фрилансера этого ощутимо больше. Но этот коэффициент я считать не буду, его бы лучше рассмотреть в другом разделе.
Не хочу оперировать "формулами", превращаясь в расчетчика вакуумных конюшен, но в качестве расширяющего умопостроения приведу расчет:
Конечно, часть из этих процентов следует не вычитать из 4 ч, а наоборот "накидывать" сверху. Но, тем не менее.
4*21*1500* (1-0,10-0,01-0,02)*(1-0,06)*(1-0,17) = 87345 руб! Позволил себе неточную математику, но это не столь значительно.
Возьмем более оптимистичный расчет. Ставка 3000, рабочих часов - 5, снизим некоторые коэффициенты:
5*21*3000* (1-0,10+0,001+0,01)*(1-0,02)*(1-0,10) = 315000 * 0,889 * 0,98 * 0,9 = 246 990 руб!
Признаюсь, никогда не делал этот расчет с таким пристрастием, и меня он расстроил.
Пилюлю можно подсластить:
- Закрытые часы не всегда соответствуют реальности. От глубины несправедливости, с которой можно столкнуться в мире 1с иногда перехватывает дух. Например, в 2019м мне показали ТЗ от комании "Девятый Байт" в котором правила обмена для простого документа "Счет" были оценены в 100 т.р. В то время, как я оценивал эту работу в 15 раз дешевле. Лично я стараюсь держаться ближе к факту, но и не всегда считаю криминальным повысить стоимость быстро выполненной работы, округлить 5минутный вопрос до 0,25 и прочее, в разумных пределах. @Rustig вот предлагает оригинальную систему, когда деньги берутся за время переключения между задачами. Кто-то берет полную стоимость за повторение имеющейся доработки у другого клиента. В общем, этот фактор нужно учитывать, и понимать, какую схему лично вы готовы применять.
- Не все облагается налогами.
И следующим пунктом - не все оценивается в часах.
- Со временем пришел к выводу, что мелкие работы по полурегулярным клиентам лучше выставлять в деньгах.
- Абонентская плата.
Изначально абонентка казалась мне как несправедливой, так и ненадежной. Со временем я изменил свое мнение, и планирую внедрять ее шире. Один знакомый админ сказал, что "поддержка вообще должна быть только по абонентке", и он близок к истине. Коэффициент трудозатрат на мелкие вопросы крайне большой.
1. Откровением для меня стало, когда я понял, что клиенты мне платят не столько за программисто-часы и строчки, сколько за совершенно другие вещи (особенно это касается небольших компаний):
- наличие на связи;
- готовность решать проблемы, разные и практически все;
- адекватность, вменяемость, готовность пойти навстречу;
- честность;
- многолетнее сотрудничество;
Тут скажу о важной вещи, которую хотелось скинуть в другой общий модуль. Постоянный клиент виснет на мне формально незакрепленной ответственностью. В т.ч. может обратиться ко мне с задачей, решать которую я не горю желанием.
2. Зачастую сотрудникам, с которыми идет коммуникация, гораздо удобнее единожды согласовать сумму с руководителем, нежели идти с каждыми двумя часами.
3. Снижаются затраты на подсчет работ, выставление счетов. (Коэффициент D :) )
4. Есть группа клиентов, "не-креативщиков", задачи у них возникают строго по мере необходимости. Пытаться максимально использовать выделенное на них время они, по опыту, не пытаются. Также, если задача сильно выходит за рамки (например, ТСД, которые не входят в прямую зону ответственности), их можно без проблем согласовать дополнительно.
5. Чуть менее, чем всегда клиенты не хотят со мной расставаться. В прошлом году я выделил пару клиентов, которых посчитал напряжными, и решил их "закрыть". Мне предложили жирную абонентку. После этого я сменил свое отношение, и решил, что моя основная задача - внимательно и лояльно их выслушать. Надо сказать, что и их отношение ко мне после этого стало существенно комфортнее.
- Применять гибкий подход.
Модель, когда часы трудозатрат умножаются на ставку можно менять на разные другие. Например, кто-то использует формулировку "заложить интерес", кто-то исходит из "клиенту срочно надо, никуда не денутся" (Тут надо не переборщить, переступив через собственную этичность, а также учитывать репутационные риски - наблюдал, как подобных "рвачей" быстро вычисляли, и старались побыстрее прекратить сотрудничество с ними).
- Принимать решения из собственных интересов.
Долгое время, получая звонок "можете ли вы это сделать?", машинально оценивал ситуацию и отвечал "могу". Сейчас стараюсь подменять этот вопрос на "интересно ли мне этим заняться", "стоит ли мне отодвинуть ради этого другую задачу, и за какую сумму?".
- Разовые крупно-средние задачи с определенным ТЗ оценивать исходя из финансовых интересов спроса/предложения в той степени, в которой их запуск вызовет удовлетворение.
- Ограничивающие убеждения. В постсоветском обществе подобные убеждения в отношении денег есть у большинства людей. Это может быть и родовая память раскулачивания, и марксистские идеи о справедливой стоимости труда и мало ли что еще личное.
Например, я долго пытался высчитывать свою стоимость исходя из з/п штатника. Или ловил себя на удовлетворении от мысли "я дешево делаю, хорошо, мало кто так сделает. В 6 раз дешевле франча". Которую следовало бы заменить "Нужно подтягивать свою стоимость поближе к рыночной, а то придется за всех работать, и ни для кого не успею".
Б. Уровень свободы, независимости.
У человека не погрузившегося в тему может быть масса иллюзий.
- Работать из любого места. Работать сколько-нибудь продолжительное время следует за столом. По опыту других людей даже дачная веранда подходит для работы только если хорошо оборудована.
- Работать в любое время. Специфика 1с-ника зачастую подразумевает большое количество согласований-коммуникаций. В большинстве случаев это происходит в рабочее время. Хотя, конечно, можно варьировать интервалы, делать произвольные выходные и т.п.
- Отпуск. Зачастую перед отъездом получал шквал обращений "срочно надо доделать" и т.п. Как минимум, нужно предупредить 10-к клиентов об отъезде, подумать о задержках в выполнении и т.п.
Обустроиться можно по-разному, но идеализировать не стоит.
Я понял в какой-то момент, что изначальным моим желанием было получить неполную рабочую неделю, и тому подобные свободы. Но со временем я стал об этом забывать. Мои потребности подменились потребностями бизнеса, окружающего со всех сторон, и зараженного трудоголизмом. Чужое представление о норме от "русского бизнесмена" норовит пролезть в голову. И это я вам скажу не лучшее, что создало человечество. Думаю, если четко понимать, чего вы хотите, то это можно и получить. Это может быть что-то свое - трехдневная рабочая неделя, трехмесячный отпуск или что-то еще. Главное выстраивать работу, исходя из этого.
В. Прочее.
Не проваливать границы. Условия лучше ставить в начале сотрудничества. Например, если в начале сотрудничества клиент привыкает, что любой сотрудник может позвонить на телефон, в т.ч. в выходной, то отучить его бывает сложнее, чем сразу. Лучше определиться, что для вас важно - рабочее время, удобный канал связи и т.п.
Определиться с предпочтениями в отношении клиентов. Хотя бы для себя. Например, я осознал, что мне комфортно, когда контактное лицо одно/два немного и с ним можно разговаривать на одном языке - аналитик, фин.директор, умный бухгалтер. Также, предпочтительны преимущественно письменные каналы связи, умение составлять хотя бы примерное ТЗ.
"Сарафанное радио" приносит четко подобное. Прижимистый клиент приводит еще одного прижимистого. Хороший - еще одного хорошего. Так что, если не отсечете пару плохих, рискуете оказаться в ситуации, когда вам будет казаться, что они все такие.
Для меня распространенной точкой входа нежелательного клиента бывало выполнение отдельной работы. Следует понимать, что за отдельной работой последует желание "серьезных отношений", и обговаривать такую возможность на берегу, либо быть готовым жестко пресекать такие попытки, возможно даже блокировать номера.
Лично я решаю примерно все задачи, которые возникают у клиента. Зачастую они ниже моей квалификации, или не соответствуют предпочитаемому профилю. Думаю, что большинство фри сталкиваются с таким ограничением. Приходится и печатные формы писать, и тонкие клиенты обновлять.
Делегирование. Имел только робкие попытки в этом направлении, но задача весьма непростая. Ну буду разворачивать подробнее в этом тексте.
Финансовые вопросы. Написание этой статьи не было бы возможным без длительных размышлений на тему. Осознал, что существенная часть мыслительного процесса занята подсчетом рентабельности, вопросами вроде "не пора ли отсечь вот этого?", "правильно ли я установил условия?", "что сделать, чтобы мне не звонили, и устраивает ли это меня?"
Выводы какие-либо определенные делать не хотелось бы. Однако исходя из рассмотренного получаем, что получить выгодные комфортные условия с одной стороны вполне возможно, с другой - при отсутствии высокого уровня уверенности в себе и коммерческой жилки - задача эта может быть нетривиальной, а то и провальной. Но надеюсь, какие-то из приведенных мною наблюдений могут помочь кому-то не повторить мои ошибки.