Профессия аналитика 1С переживает бурный рост. Если в прошлом году количество соискателей на hh.ru равнялось примерно двум сотням, то сегодня оно стремится к тысяче. Так же быстро увеличивается число соответствующих вакансий.
С чем это связано?
-
Рост доли 1С на рынке ИТ-систем. Продуктовая линейка 1С расширяется и совершенствуется. А на фоне ухода из России иностранных поставщиков ПО (например, SAP) назревает потребность в импортозамещении. Как следствие, по прогнозам экспертов, на одном лишь рынке ERP доля 1С может достичь 70%.
-
Специализация труда. На заре становления 1С всё держалось на универсальных специалистах, которые анализировали ситуацию клиента и разрабатывали практические решения. Однако растущая комплексность и гибкость ПП, появление новых возможностей настройки и требования к производительности привели к разделению обязанностей. Теперь в большинстве команд есть и аналитики, и разработчики. Это позволяет использовать сильные стороны специалистов, углублять экспертизу и выдавать более качественный результат.
-
Переосмысление роли аналитика. По мере накопления индустрией проектного опыта стало ясно: результативность внедрения ПО зависит не только от безупречной технической составляющей, но и от понимания бизнеса и его предметной области. В противном случае мы получаем «вроде бы работающие» решения, которые неприменимы в реальных условиях.
Аналитик 1С: что за зверь?
Аналитик — это специалист, который собирает требования бизнеса и запускает внедрение. Он посредник между программистами и пользователями.
Слово аналитикам
Аналитик умеет интерпретировать и систематизировать данные, находить короткие пути решения проблемы. Он держит в голове огромный объём информации о программах и всегда в курсе последних обновлений.
Светлана Валина, аналитик 1С
Для этого специалиста важны коммуникативные навыки. Он может разговорить клиента и выяснить детали, о которых тот и не вспомнит. Это позволяет диагностировать и дорабатывать тонкие места, где бизнес-процессы не соответствуют возможностям типовой конфигурации.
Ольга Барибан, аналитик 1С
Какими бывают аналитики?
Условно аналитики 1С делятся на две группы.
-
Бизнес-аналитики. Фокусируются на анализе бизнес-процессов, поиске рисков и узких мест.
-
Системные аналитики. Фокусируются на оптимизационных возможностях программного решения, куда переводятся процессы заказчика.
Слово аналитикам
Есть компании, где люди работают по старинке, на бумаге. Там нужен бизнес-аналитик, который нарисует новые бизнес-процессы и объяснит их заказчику. Иначе в компании сохранится прежний неэффективный подход. Если же у клиента ранее была программа для автоматизации, процессы уже сформированы. Их не надо менять в корне, требуется лишь найти оптимальные способы реализации в 1С. Данную задачу можно отнести к области системной аналитики. Но вообще, идеальная ситуация — это когда обе роли объединяются в одном человеке.
Светлана Валина, аналитик 1С
У системного аналитика так или иначе должны быть навыки анализа бизнес-процессов. В противном случае знаниям специалиста не будет прикладного применения, он окажется бесполезен.
Ольга Барибан, аналитик 1С
Цикл работы аналитика
1. Сбор требований заказчика, обследование. Аналитик проводит серию интервью с ключевыми пользователями, аккумулирует и систематизирует информацию о компании из других источников, чтобы определить цели и задачи заказчика.
А как без аналитика? Некоторые компании приходят с набором гипотез или смутным представлением, что внедрение «необходимо». Выявить и сформулировать потребности — отдельная аналитическая работа, которая в отсутствие специалиста ляжет на плечи клиента. Кроме того, без свежего и системного взгляда аналитика есть риск промахнуться в целеполагании и не получить желаемый результат.
2. Моделирование, проектирование. Аналитик досконально знает возможности и ограничения конфигурации. Он интерпретирует требования бизнеса и помогает клиенту выбрать подходящую программу. А также находит способы реализовать поставленные задачи в рамках типовой функциональности, предложив новую модель и сценарии бизнес-процессов. Если технически это невозможно — фиксирует функциональные разрывы.
А как без аналитика? Не все программисты понимают, как добиться нужного эффекта без вмешательства в код, типовыми средствами. Из-за этого они будут дорабатывать конфигурацию там, где можно обойтись настройкой. Лишние доработки — это долго, дорого и опасно для системы: она может плохо обновляться и некорректно отображать данные.
3. Утверждение списка доработок, постановка задач программисту, тестирование, приёмка. Аналитик оценивает ситуацию, согласует доработки с клиентом и составляет техническое задание по специальной форме: фактически переводит язык бизнеса на язык ИТ. После этого тестирует и демонстрирует результат заказчику.
А как без аналитика? Готовить чёткое техническое задание программистам — особый навык. Бухгалтеры и экономисты, хорошо владеющие 1С, способны сами грамотно описать задачу. Но если таких сотрудников нет, ТЗ могут страдать бессистемностью, неявно противоречащими друг другу требованиями, неточными формулировками. Также, в отличие от программиста, аналитик знает, зачем и в каких случаях бизнес будет использовать конкретную функцию. Это помогает разработать алгоритм тестирования, учитывающий все возможные сценарии.
4. Внедрение ПО, обучение пользователей. После настройки, доработки и переноса данных система вводится в эксплуатацию. Аналитик составляет пользовательские инструкции, обучает и сопровождает сотрудников, выявляет ошибки в работе программы.
А как без аналитика? Не всякий программист готов активно взаимодействовать с пользователями на их языке. Отсюда — провисания в коммуникации, затягивание сроков, конфликты. Преимущество аналитиков — бэкграунд: многие из них — бывшие бухгалтеры, экономисты и финансисты. Поэтому общаться с сотрудниками клиента у них получается проще и быстрее.
Таким образом, хороший аналитик на проекте снимает значительную часть рисков и фактически обеспечивает работоспособность системы. Именно поэтому в общении с заказчиком мы не устаём подчёркивать функциональное значение аналитиков, опираясь на дорожную карту внедрения и проговаривая, в чём заключается их участие на каждом этапе. Это помогает обосновать, почему для успешного внедрения необходимо подключать полноценную команду, а не отдельных специалистов.
А как видите роль аналитиков 1С вы? Поделитесь своим мнением на этот счёт в комментариях.