При подготовке к внедрению «1С:ERP» больше всего вопросов появляется у клиентов, которые ранее пользовались SAP, Oracle, Axapta и другими западными системами. Им может казаться, что в сценарий внедрения закладывается неоправданно много доработок — как будто исполнитель собирается писать систему почти «с нуля» вместо того, чтобы развернуть типовое решение. Так ли это? И да, и нет. Чтобы разобраться, сделаем шаг назад и рассмотрим коренное различие между иностранным и отечественным рынками и ИТ-продуктами, которые они породили.
Разные рынки — разные продукты
Западные программы создавались для рынков, пребывающих в стадии зрелости. На них существует множество компаний, которые ведут деятельность не один десяток лет. Их бизнес-процессы стандартизированы, статичны и уже находятся на высоком уровне эффективности. ИТ-решения, которые выпускались для работы в подобных условиях, не предусматривают разнообразия: отработанных многолетней практикой вариантов того, организовать с помощью ПО процессы, довольно мало.
Как выглядит внедрение западных систем?
Команда консультантов собирает требования заказчика, уточняет информацию по текущим процессам, разворачивает систему и демонстрирует стандартизированный вариант отображения процессов в программе. Исключения составляют методология учёта себестоимости и блок финансов, которые в той или иной степени кастомизируются. А вот операционную деятельность заказчик обычно адаптирует под сценарии, продиктованные внутренней логикой программы.
Стадии развития рынка
Решения 1С, напротив, создавались для развивающегося российского рынка — переменчивого, динамичного и высококонкурентного.
За те двадцать лет, что фирма «1С» работает над своими флагманскими продуктами (сначала «1С:УПП», потом «1С:ERP»), отечественный бизнес не раз претерпевал серьёзные изменения. И сегодня российские компании продолжают искать оптимальные способы организации и оцифровки своих операций в стремлении сделать их эффективнее и конкурентоспособнее.
Вот почему для нашего рынка характерна вариативность реализации операционных процессов, а продукты 1С («1С:ERP», «1С:УХ» и связанные с ними отраслевые решения) предоставляют широкий спектр возможностей для такого рода исканий.
Как выглядит внедрение 1С?
Из-за специфики рынка исполнитель уже не может прийти к заказчику с готовым сценарием запуска системы. Вместо того на этапе обследования и моделирования внедренцы и заказчик общими усилиями приходят к пониманию целевого состояния бизнес-процессов и оптимальных способов их реализации в программе, за чем следует разработка и, собственно, внедрение. В спокойные времена, без жёстких дедлайнов корпорации внедряют 1С с большим количеством детальных кастомизаций.
Когда привычка побеждает
Ещё один момент: период полезной эксплуатации ERP-систем довольно велик. В условиях стабильности он может достигать 15 лет.
Пользователям, долго работавшим в одной программе и привыкшим к её функционалу и интерфейсу, бывает трудно адаптироваться к другому продукту. Особенно, если процессы налажены эффективно и их не хочется перестраивать. В некоторых случаях легче внести в программу локальные изменения, сделав «как раньше». Даже если переход под воздействием внешних факторов (снятие с поддержки «1С:УПП», уход зарубежных вендоров) осуществляется в сжатые сроки. Так, например, у нас был опыт переноса в «1C:ERP» кодов из SAP для удобства клиента.
Практика показывает: несмотря на то, что многие приходят с готовностью внедрить только типовую функциональность, доработки всё равно оказываются нужны.
Ярослав Стеценко, генеральный директор компании «Внедренцы и Программисты»
Что учесть при расчёте стоимости проекта?
Для начала определитесь, к какому сценарию вы готовы:
- «заточить» систему под специфику бизнес-процессов компании (даже если это будет делаться очередями: сперва самое необходимое, потом дополнительное);
- быстро внедрить коробку без доработок или с минимальным количеством таковых.
Первый сценарий = Waterfall
Для реализации первого сценария обычно применяют каскадную модель, в рамках которой внедрение отталкивается от конкретных бизнес-процессов заказчика. Исполнитель изучает процессы в ходе подробного обследования и согласует с заказчиком варианты их отображения в системе. Везде, где не хватает типового функционала, выполняется адаптация.
Поскольку предугадать объём доработок на ранних этапах нельзя (для этого нужно провести обследование и моделирование), при начальной оценке проекта Waterfall мы рекомендуем ориентироваться на максимальную стоимость с учётом всех возможных доработок и рисков.
Второй сценарий = Agile
Для реализации второго сценария обычно применяют гибкую модель, цель которой — быстро развернуть программу, запустив «конвейерные» работы, и — насколько возможно — задействовать типовую функциональность. В этом случае внедрение отталкивается от подсистем программы, а за точку отсчёта берутся отдельные её функции. Бизнес-процессы перестраиваются под них, а доработки сводятся к минимуму (фронт, печатные формы, интеграции). Заняться более глубокой кастомизацией, если позволяет бюджет и есть желание, можно потом — в рамках сопровождения.
Частично этот подход схож с подходом к внедрению западных систем (пришёл — развернул — показал, как будет работать).
Ярослав Стеценко, генеральный директор компании «Внедренцы и Программисты»
Если клиент готов к такому режиму, мы осуществляем расчёт по Agile, определяя минимальную границу бюджета. Обычно она существенно отличается от бюджета проекта по Waterfall.
***
Не исключено, что на практике подход к внедрению будет гибридным, а не основанным только на Waterfall или Agile. Сочетание разных методологий позволит эффективнее выполнять поставленные задачи, а потому будет более целесообразным. Поэтому план внедрения и расчёт стоимости должны учитывать особенности конкретного проекта и составляться индивидуально.
Предварительные методы оценки помогут понять порядок стоимости и структуру типовых проектов. А сформировать предметное представление о подходящих сценариях можно в рамках совместной работы исполнителя и заказчика на этапе обследования.