Детский сад, штаны на лямках

27.10.23

Команда - Лидерство

Все хотят управлять профессионалами и ожидают от них не только профессиональных навыков кодирования/администрирования и т.д., но и элементарных вещей: дисциплины, собранности, умения расставлять приоритеты, да и просто взрослого подхода к своей работе... О том, что происходит в реальности в большинстве команд и как с этим жить, расскажем в статье.

Меня зовут Антон Дорошкевич. В основном, все меня знают как технического специалиста, выступающего в секции Highload на конференциях Инфостарта.

Но помимо того, что я являюсь техническим экспертом в некоторых областях, я более 10 лет являюсь руководителем. Причем я руковожу не только экспертами, у меня есть и стажеры, и программисты, и ведущие программисты, и веб-программисты – куда же без них в современном мире 1С?

Все эти 10 лет я жил в небольшом диссонансе. На какую конференцию ни придешь, у всех в командах одни «единороги в розовых облаках» – все мегамотивированные профессионалы. Других людей ни у кого в командах просто не существует. У всех, кого послушаешь – всё огонь.

Я думаю, да что же у нас все не так? Может мы в своей Сибири какие-то не такие? Что-то не то делаем?

И самое главное, вроде делаешь все, что говорят на тренингах, курсах или просто на конференции, но ожидания с результатом вообще не сходятся. Особенно когда прокачаешься новыми знаниями, думаешь: «Вот я всех построю наконец!» А результат почти нулевой.

Я все пытался понять, на что же похоже управление командой в ИТ? Ведь не бывает же плохих команд, сотрудникам нельзя говорить, что они плохие. И те рецепты, которые я буду в своем докладе давать, возможно, кому-то из вас даже подойдут.

Но я сомневаюсь, что это все подойдет начальнику цеха на заводе. У него вообще все просто. Он встал с утра в плохом настроении, сказал всем матом, что сегодня нужно делать, и все его поймут. У него спринт четкий и понятный: «Возьми это и тащи туда». Все взяли и потащили. Даже если есть какой-то слесарь, который говорит: «Я сегодня не в потоке, не в ресурсе, не в адеквате» – это значит: «Вася, как всегда, в похмелье». И мастер цеха знает, что делать с похмельным Васей.

В ИТ все совсем по-другому.

 

Руководитель в ИТ. Супермен без права на ошибку

 

 

Главная жертва ИТ – это руководители разных величин от первой линии и до мегатопов. Потому что к ним требования чуть больше, чем к Супермену. От Супермена никто никогда не требовал работать по Agile, а выдавать результат по Водопаду. Супермен спас трех человек, и все уже рады, потому что он спас их эффектно, всем кайфово.

А руководитель в ИТ – чего только не должен мочь, причем сразу со входа:

  • Желательно, чтобы ему было 20 лет, из них 10 лет успешного опыта.

  • У него должно быть не менее 18 успешных проектов за плечами, иначе «Кто ты такой вообще, что ты за свои 20 лет сделал?»

  • Он должен быть экспертом и читать не меньше 18 книжек в год – конечно, не на уровне «Букваря» или «Буратино».

Помимо технических требований к руководителю в ИТ куча требований по наличию софт-скилов:

  • Он не должен уставать. Никогда. Он должен работать как вечный робот-машина.

  • Он не должен при этом злиться. Не имеет права. Он не начальник цеха, к сожалению. Хотя очень хочется.

  • Он должен знать всё, вообще все тонкости работы своих сотрудников – иначе как он сможет ими управлять?

  • Он обязан все помнить. Члены команды забывают на раз всё что угодно. Руководитель не имеет права – он обязан все помнить, по-другому просто не получится.

  • И мало того, что он должен всё помнить и всех помнить. Он обязан всё понимать и всех понимать.

Допустим, мы нашли такого Супермена. Причем на рынке таких Суперменов почти нет, точнее, свободного Супермена на рынке не существует, он по-любому занят. Поэтому его надо либо схантить за бешеные деньги, либо вырастить изнутри. И будем считать, что мы как бизнес, как компания положили кучу крови, пота, денег, времени и взрастили этого Супермена в своей компании, всему обучили. На все проверили – он прошел всех коучей, всех психологов. Убедились, что он пока психически здоров – пока не стал руководителем. Все прекрасно.

Кстати, еще желательно, чтобы у него в 20 лет были дети. Потому что, если ты не научился бороться с манипуляциями своих детей, сотрудники тебя уложат на лопатки сразу с порога. Ты только зашел, они тебе: «А у нас пластилин не того цвета». И все.

И вот мы искали-искали такого Супермена, нашли/вырастили. Он идет к нам на работу и думает: «Сейчас мне дадут команду высокомотивированных профессионалов». А приходит вот сюда.

 

Высокомотивированные профессионалы. Реальность

 

 

Вдруг наши меганакаченные профессионалы превращаются в милых детишек в этой милой комнатке в детском садике.

Вы думали, они будут у вас спрашивать: «Товарищ начальник, давайте обсудим, как же нам лучше сделать нашу работу?»

Вместо этого вы будете от них слышать: «На меня кондиционер дует» или «У меня VPN не подключается».

На вопрос: «Тебе сегодня накидали шесть часовых задач. Время одиннадцать, а у тебя еще ни одной нет. Ты почему ничего не делаешь?» – вам ответят: «У меня конфигуратор не запускается».

И вы, такой Супермен, начнете их учить лепке, рисованию, организовывать, чтобы они в одной группе сидели, вместе в команде работали.

Когда я понял, куда я попал, мне стало понятно, что с этим делать. Потому что это было не похоже на высокомотивированную команду суперпрофессионалов, взрослых людей. Конечно, эти чуваки на картинке тоже высокомотивированные, им прям кайфово. Но им играть, играть, играть.

Я что, должен заставлять их обучаться? Заставлять расти, чтобы росла их зарплата? Они же взрослые люди. Пусть сами растут, читают, учатся, бабло зарабатывают. Нет, это их ответственность.

И тут возникает вопрос – кем является опытный руководитель для своих сотрудников? Это воспитатель. А новенький руководитель? Это скорее всего нянечка. Он им будет сопельки вытирать, кофточки менять, на все это начнет реагировать – сколько-то времени он на это убьет, решит организационные моменты.

И вот вроде всё выстроено, всё хорошо, все дружно сидят и лепят. Но тут начинается следующий уровень.

 

 

Не знаю, откуда это, но все говорят: «У нас специалисты на работе перегорают». А у меня ощущение, что они не перегорают, а плесенью покрываются, как сыр дорблю. При этом становятся все дороже и дороже с годами – чем больше плесени в «дорблю», тем дороже на рынке специалист.

Он мне ноет: «Задачи неинтересные – опять эти формочки, отчеты». Я ему говорю: «Хорошо, вот задача, которую в мире 1С никто не решал. Я гуглил, решения нет». И он мне в ответ опять начинает ныть, что задача не решается.

Я прошу его: «Оцени хотя бы примерно». А он мне: «Я тебе что, волшебник?»

А руководитель волшебник? Руководитель тоже не фокусник. Он работает с ограниченными ресурсами в неограниченных количествах требований к этим ресурсам и к себе. Конечно, сложно оценить то, что раньше не делал. И то, что не гуглится за первые 5 минут.

Кстати, бизнес-аналитики чуть повзрослее. Они ближе к пользователям, им там страшнее. Они взрослеют быстрее. А разработчики у них за спинами. Бизнес-аналитики – это старшая группа. А разработчики – это ясельки. Если, не дай Бог, что-то в ясельках случилось, там сразу паника, они ничего не могут.

А еще разработчики любят накодить мегасуперштуку, с которой пользователям работать неудобно. Просишь их переделать, а они возмущаются: «Мы что, делаем систему для дураков? Ей что, только дураки будут пользоваться?» И опять начинается нытье.

 

Рынок труда диктует условия

 

Казалось бы, делов-то – всех уволить, набрать новых. Новые по-любому сначала окажутся лучше. Потому что еще есть надежда. Там ты уже потерял надежду, а здесь надежда еще есть.

Но тут вмешивается рынок труда.

 

 

Что это за цифра 5?

По общему мнению хедхантеров, когда у вас 5 резюме на одну вакансию – это нормальный рынок труда.

Если у вас больше, чем 5 резюме на одну вакансию – это рынок работодателя. В этом случае работодатель может опускать цены на сотрудников, поднимать к ним требования и так далее.

Если меньше 5 резюме на одну вакансию – это рынок сотрудника. Он нам может уже ставить условия. Если он смог дойти до здания организации и найти офис, ему уже можно начислять 5 баллов из 10, это уже хорошо, его можно брать.

Я специально посчитал ситуацию на рынке 1С на данный момент (октябрь 2022 года – прим. ред.) по HeadHunter. На одну вакансию разработчика 1С сейчас приходится 0,72 резюме. У нас гипертрофированный рынок сотрудника.

Сотрудники – просто боги на рынке, они могут делать что хочешь.

Государство объявило ипотеку от 150 тысяч, все прошли двухнедельные курсы по 1С, приходят по вакансии. На вопрос: «Сколько хочешь?» – отвечают: «150». Человеку говоришь: «Но ты же ничего не знаешь» – «Ну и что, я же айтишник, вот курсы прошёл».

150 тысяч – это сейчас волшебная цифра для начинающего разработчика 1С. Поэтому нам в таких условиях гипертрофированного рынка труда сотрудника и детского садика нужно как-то жить.

Уволить разработчика мы почти не можем – это будет невосполнимая потеря. Уволить эксперта – это вообще кошмар. Уволить ведущего – трагедия. Потом еще придется руководителя из психушки доставать обратно.

Даже просто специалиста уволить – очень сложно. Это огромные риски на любых проектах и в сопровождении.

Что делать? Раз у нас «детский садик», вспомним, чем хорош детский садик.

 

Создаем условия для сотрудников

 

 

С чего начинается детский садик? Со вкусного запаха завтрака. Помните, как там пахнет элементарная каша? Просто в детсад заходишь, и там вкусно пахнет!

Понятно, мы не можем в офисе сейчас кашу разложить по всем кабинетам, чтобы там вкусно пахло. Но сделайте нашим детишкам вкусный запах с утра.

Для взрослого человека вкусный запах – это кофе. Соответственно, в наших с вами офисах должно быть много бесплатного кофе.

Попробуйте сейчас людей на Инфостарте лишить бесплатного кофе. Я представляю, какой бунт поднимется через час: «Мы что, зря деньги платили?» Можно подумать, что все на конференцию приходят кофе пить, а не знания получать.

В кофеек и чаек придется вкладываться.

Причем чая обязательно должно быть несколько видов. Даже если ваш сотрудник не знает, как кодить в конфигураторе по-разному, видов чая он знает более 50. Каждый час он пьет разный вид чая, потому что это стимулирует у него какие-то чакры.

 

 

Когда мы завтрак в садике покушали, что у нас следующее? Группа.

В хорошей группе должны быть игрушки, коврики какие-нибудь. А если тебе свою игрушку дали принести – это вообще крутяк.

В современной жизни у ИТ-шников вместо группы офис. Эту боль давно поняли большие компании. Офисы в Авито, Яндексе, Альфа-банке, МТС – это крутяк.

Но вы видели офисы 1С-ников на заводах? Там хуже, чем на складе. Потому что у кладовщика обычно еще чайник есть. А у ИТ даже чайника зачастую нет.

Недавно был на заводе. Завод весь такой секретный, там мегачистое производство. Чтобы туда зайти просто в ИТ-отдел, нужно надеть шапочку и бахилы. При этом сам ИТ-отдел находится внутри склада с коробками и старыми принтерами. Кошмар, ужас. Какие там 6 метров на человека? Там если за одним столом один человек сидит – это уже победа. И это не подвал – хотя очень часто на заводах ИТ-отдел загоняют вообще в подвал.

Мы там пока сидели, я вспотел, говорю: «А чего у вас так душно? Давай проветрим?» Оборачиваюсь, а там как в казино – нет окон и часов. Дверь есть, а окон нет. Причем мы не в подвале были, а на третьем этаже, по-моему.

Что делает ИТ-шник? Там стоит большая картонная коробка. В ней дырка, а в дырке шланг, который из стены идет. Он достает шланг, нажимает кнопку, и со звуком «пшшшш» – как на СТО, когда колеса надувают – комната наполняется очищенным воздухом с системы подачи воздуха в цеха.

Вот так проветривается кабинет ИТ-отдела. Вы очень долго будете искать людей, которые захотят тут работать.

Группа должна быть классная. С игрушками. Круто обставленная. Два монитора минимум, естественно. Лучше 18, чтобы он прям обложился ими вокруг.

Разрешите сотруднику принести его игровую беспроводную мышку, даже если это в ваш стиль не входит. Вот вы сделали мегагруппу, где все белое, а он страдает, что у него мышка неудобная. Пусть он принесет свою серо-буро-зеленую светящуюся мышку. Это же круто.

 

 

Помимо групп с игрушками, в детском садике есть зарядка. Там все каждый день делают зарядку.

Да, не каждая фирма себе может позволить сделать свой спортзал. Но покупайте абонементы, вкладывайтесь.

Если у вас этого не будет, каждый соискатель, который все-таки дойдет до вас, станет спрашивать: «А что у вас со спортзалом? Есть ли бассейн? Организуете ли вы соревнования по игровым видам спорта – футбол, волейбол? Предусмотрен ли корпоративный абонемент? Можно ли получить скидку на занятия в спортклубе?»

Ходит туда потом процента три из коллектива. Но спросит каждый. И, даже если большинству сотрудников эта карточка не нужна, у вас это должно быть. Придется в это тоже вкладываться. Без этого на рынке труда ИТ-шников не найти.

У нас же ИТ-шники любят покурить, повеселиться, и, конечно, побегать потом. Все такие спортсмены на словах.

 

 

Помимо зарядки, в садике есть занятия в группах. В современной жизни у ИТ-шников это – конференции, митапы, хакатоны.

Когда вы организуете эти мероприятия только для своих – это хорошо и безопасно в смысле хантинга.

Но при попытке попасть на внешнее мероприятие начинаются чудеса. Если сотрудник говорит: «Хочу съездить» – его начинают отговаривать: «Тебя на этом мероприятии схантят, мы тебя никуда не отпустим. Плесневей дальше, покрывайся еще больше дорблюшками».

Этот страх руководителю нужно в себе перебороть и отпустить. Когда кому-то сильно надо, схантят и так. При таком рынке охота идет по всем каналам – реально могут зайти через воспитательницу детского садика, куда ребёнок специалиста ходит. Она просто вашему сотруднику визитку вручит, причем не в детский садик позовет работать.

Поэтому на внешние мероприятия нужно отпускать. Не нужно приставлять к сотрудникам охрану – они же все взрослые, самостоятельные, мотивированные профессионалы. Человек должен сам понимать, что он туда едет не работу искать.

Не будете отпускать – он в этом своем горшочке мало того что плесенью покроется, так еще и стенки горшочка станут толстыми, и он оттуда вообще никогда не вырвется.

Ни один человек, даже работающий в огромадной компании, никогда не решает все виды задач, которые решают люди на такой конференции, как Инфостарт. Такого не бывает.

Поэтому отпускать надо, без этого никак – на это надо тратиться, на это надо закладываться, иначе к вам сотрудники с рынка не придут.

Важная вещь. Вот я говорю про рынок, но ни разу не сказал про зарплату. Потому что, если бы я сейчас заикнулся про денежную мотивацию, это был бы разговор часов на пять про разные схемы и т.д. Но если рынок гарантирует сотруднику 250 тысяч оклада, ни от чего не зависящие, он не будет смотреть на другие условия.

Если у вас схема начисления зарплаты требует, чтобы он выработал 1500 часов каждую неделю, при этом научил 18 стажеров, съездил на 15 конференций и продал 43 проекта – только тогда он получит свои 252 тысячи, такое никому не нужно.

Лучше посмотрите, что на рынке пишут – сходите сами куда-нибудь пособеседуйтесь, послушайте, что там обещают.

Если вы один раз не выплатите, он не будет думать, как же ему в этой компании стать лучше, чтобы получать больше. Он станет смотреть – что там справа, слева, какие платные детские садики есть еще? И «новый садик» он найдет часа за три, а вы найдете ему замену через полгода. Поэтому соревноваться в зарплатах почти бесполезно.

Уровень зарплат примерно одинаковый – где-то будет больше, чем вы даете, где-то будет меньше. Но примерно везде одинаково.

Приходится соревноваться в оформлении своего детского садика и в плюшках этого детского садика.

 

 

Самая крутая вещь в садике – это прогулка. А что такое прогулки в современном ИТ-шном мире? Корпоративы. Этого нельзя лишать, это – как прогулка в детском садике.

Корпоратив должен быть не один в году – не только на Новый год.

  • Придумайте День рождения компании. Даже если его нет, придумайте его где-то в середине лета, например, чтобы не перегружать подряд праздниками.

  • Есть прекрасный праздник – 8 марта.

  • Есть прекрасная дата – 13 сентября, День программиста. И так далее.

Это не значит, что каждый месяц должен быть праздник. Но праздники быть должны. Народ надо выдергивать на неформалку, а там делайте, что хотите.

Я не буду вас учить проводить корпоративы, каждый проводит их по-своему. Но без прогулок обойтись вообще не получится. Это обязательно надо делать.

Понятно, что для огромной компании типа ПочтаТеха, где ИТ-шников полторы тысячи человек – всех в одном зале собрать сложно. Поэтому их там как-то делят на группы по интересам. Но без этого никак не получится. Придется на это закладывать бюджет, делать это регулярно, весело, кайфово, чтобы «детишки» погуляли… перед сном.

 

 

Какой же кайф – поспать днем. Думаю, многие согласились бы на полгода вернуться в детский садик – покушал, поиграл, погулял, поспал, встал, поиграл, покушал. Красота!

Нашим детишкам нужен сон-час. Что такое сон-час в современной жизни? Релакс-комнаты. Они обязаны быть. Мы все деятели интеллектуального труда. Реально, грузчики так не устают, чтобы прям падать, как устают интеллектуальные труженики. Нам иногда нужно 10-15 минут просто тишины, просто темноты.

Я не призываю ставить кровати, как на картинке – релаксы могут быть разные. У нас там всякие плейстейшены стоят, телевизоры, музычку можно послушать, на мягких пуфиках потусоваться.

Тут самое важное – не просто вложиться в оборудование этой комнаты. Когда вы это сделаете, ни в коем случае нельзя контролировать, кто сколько времени там проводит. Камеры там вешать нельзя. Если человеку надо, пусть идет и там сидит. Крайне желательно, чтобы большие шефы либо вообще не знали, где находится релакс-комната, либо никогда туда не заглядывали.

Если шеф один раз туда заглянет, и там будет не пусто, в эту комнату больше никто не зайдет. Даже если к этому человеку не будет никаких санкций, он испугается, расскажет все своей группе, группа – садику, и всё, ваш релакс опустеет.

Поэтому в релакс вкладываться надо, но шефам туда заходить должно быть запрещено.

И не превращайте релакс-комнаты в переговорки. Релакс нужен, чтобы поспать, это наш сон-час, не лишайте нас сон-часа.

 

Как сохранить корпоративную культуру в условиях удаленки

 

 

И вот вы все это сделали.

У вас мегакрутой офис – вообще огнище! Вы даже зарплату платите ниже, чем мегатопы в вашем регионе, а идут к вам.

У вас крутая корпоративная культура, классные корпораты – об этом все сообщество знает.

Но наступила эра удаленки и появилась еще одна сложность, с которой столкнулись руководители.

Сотрудникам – кайф. Я сам – и руководитель, и сотрудник, потому что сверху у меня тоже есть руководитель. Как сотруднику, мне удаленка очень нравится. Главное – читай чат раз в пять минут и отвечай. Этого достаточно, чтобы считалось, что ты на работе.

А руководителю – сложно. Где вы все шаритесь вообще? Я вас не вижу!

Сложность, с которой столкнулись руководители, сравнима с ощущениями воспитателей детского садика во время пандемии. Раньше к ним каждое утро приводили ребятишек за ручку – они с ними гуляли и занимались. А теперь все это удаленно. Теперь максимум, что делает родитель – это включает утром ребенку ноутбук с камерой. Удачи воспитателю!

Примерно такая же сложность появилась у руководителей на удаленке.

И я не знаю рецепта, как удаленщикам организовать все то же самое, что и сотрудникам в офисе. Кроме прогулок. Причем теперь, помимо бюджетов на прогулку, у вас должны быть бюджеты на перелеты всех ваших удаленщиков на ваши прогулки. Их проживание, и так далее.

А как им организовать вкус завтрака? Как им организовать сон-час? Не знаю.

Ладно, если речь про удаленщика, который раньше был с вами в офисе, а потом стал удаленщиком. А тот, которого вы сразу на удаленку приняли? Он вообще вас не видит, не знает, он работает ради денег. Как его мотивировать – это отдельный рассказ на целую секцию «Удаленная работа в ИТ».

 

 

Заканчивая нашу историю про детский сад, я хочу пожелать, чтобы вы своими нервами, заботой, трудоспособностью и суперменством вывели свои команды хотя бы на уровень старшей группы, где шнурочки на ботиночках детишки сами завязывают бантиком!

Дорошкевич Антон, с заботой о вас и ваших нервах.

 

Вопросы

 

А что делать с дорблю все-таки? Соскабливать вроде нехорошо, уже не дорблю становится. Ждать, пока стухнет?

Нужно вытаскивать сотрудника на групповые занятия – на конференции, на митапы. Другого рецепта почти нет.

Но тут огромная проблема – начинающий ИТ-шник на конференции ездит с удовольствием, а эксперты не ездят. Они боятся. У них есть защитная реакция – что я там нового узнаю?

Тут вариант только такой – кто-то едет вместо него и узнает что-то новое. Лучше, чтобы это был руководитель этого эксперта, который приедет и из услышанного сгенерит для эксперта «нерешаемую» мегазадачу.

Эксперт мучается, плачет, как на том слайде, говорит: «Задача не решается». И тут ему видос с конференции, где чувак решал примерно то же самое.

Сделать так два-три раза. Любым обходным путем дать человеку понять, что есть еще один канал знаний, которых ему не хватает. По-другому, к сожалению, никак.

Эксперты прирастают к своему месту и не ездят. Они боятся, что кто-то окажется умнее них.

Почему человек стал экспертом? Ему было интересно это делать. И у него, как и у ребенка, это любопытство никуда не прошло, ему до сих пор интересно. Ему нужно дать что-то такое, что он бы сам не решил без информации с конференции.

Вы говорите, что ИТ-шники практически неприкасаемые. Но они тоже, бывает, косячат. И среди них бывают саботажники. Как все-таки воздействовать на них?

Я, может, так не выгляжу, но я очень жесткий руководитель. Когда косячат, я очень сильно ругаюсь, но тут же беру и помогаю.

Я бы увольнял, но нельзя.

Самое главное, если сотрудник накосячил – это нельзя замалчивать. Вы – руководитель. Вас же нянечка или воспитатель в садике ругали? Было стыдно, стояли в углу, плакали. Да, пусть поплачет. А что делать?

Если вы будете замалчивать, он будет знать, что любой косяк ненаказуем. Он завтра вообще на работу не придет, потому что ему спать захотелось или что-то еще. Такое надо жестко пресекать.

Но депремировать нельзя. Я вообще против денежной демотивации. Если раз сказал, два сказал, три сказал, и не работает – увольняй.

Депремирование сработает только на то, что завтра его резюме появится на HeadHunter. Это все, чего вы добьетесь.

Но замалчивать нельзя. Тут надо поругаться, но помочь. Он должен понимать, что он накосячил, его за это отругали, но потом помогли, и задача в итоге решилась.

Это – мой рецепт. Я не говорю, что он правильный.

А как насчет публичного порицания? Нужно ругать один на один или все-таки выносить на команду?

Ругать нужно один на один. Но если этот косяк все-таки выродился в последствия для задачи, для проекта – такие, которые даже Супермен-руководитель не смог нивелировать – команду об этих последствиях нужно оповестить.

Сказать: «Ребята, смотрите, вот что произошло. Мы с вами допустили вот такую штуку». Важно сказать: «мы с вами», т.е. на себя это тоже нужно поделить, даже если вы тут вообще ни при чем.

Тогда сотруднику, как ребенку, становится стыдно перед чужим дядей. Перед вами ему не стыдно. Это то же самое, как орет ребенок в аэропорту, и мама с ним сделать ничего не может. Подойдет любой мужик, скажет: «Я тебя сейчас с собой заберу». И все закончится.

Тут то же самое – человеку станет стыдно перед чужим дядей, перед заказчиком, для которого вы это делаете.

В самоорганизующиеся команды я не верю – все равно команду организовывать надо. Но если человек поймет свою ответственность перед ситуацией, мозг у него помаленьку будет исправляться.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Infostart Event.

 

30 мая - 1 июня 2024 года состоится конференция Анализ & Управление в ИТ-проектах, на которой прозвучит 130+ докладов.

Темы конференции:

  • Программная инженерия.
  • Инструментарий аналитика.
  • Решения 1С: архитектура, учет и кейсы автоматизации на 1С.
  • Управление проектом.
  • Управление продуктом.
  • Soft skills, управление командой проекта.

Конференция для аналитиков и руководителей проектов, а также других специалистов из мира 1С, которые занимаются системным и бизнес-анализом, работают с требованиями, управляют проектами и продуктами!

Подробнее о конференции.

 


См. также

Радио "Аналитик", 17 выпуск 2 сезона. Про модель Кеневин с Андреем Путиным

Лидерство Личная эффективность Agile Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет модель Кеневин, чем и в каких ситуациях она может быть полезна тем, кто работает в сфере ИТ и не только.

19.04.2024    376    0    Radio_Analyst    0    

5

Эмоциональный интеллект в управлении ИТ-командами

Лидерство Бесплатно (free)

Эмоциональный интеллект, как явление и направление, начали изучать сравнительно недавно – около 30 лет назад. Но за это время появилось уже немало знаний, которые можно и нужно использовать в управлении ИТ-командами. Как это сделать, участникам конференции рассказала консультант студии креативного консалтинга «Не просто ИДЕЯ» Ирина Шишкина.

18.11.2019    5890    0    user596192_shiiisha    7    

3

Где теряется эффективность?

Лидерство Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Общее понятие об эффективности командной работы. Где она теряется, где ее ищут, и почему ничего не получается.

03.05.2019    7876    0    1c-intelligence    13    

16

Памятка руководителя: В одиночку здесь не выжить

Лидерство Бесплатно (free)

Продолжаю цикл материалов, в котором рассказываю о своем опыте работы в качестве директора по ИТ. Этот материал будет посвящен теме управления персоналом.

07.11.2018    14764    0    andironenko    63    

46

Как из разработчика сделать руководителя, даже если он этого не хочет?

Лидерство Бесплатно (free)

Некоторые программисты становятся руководителями по собственному желанию, но есть и те, кто изначально к этой должности не готов. Чем можно помочь в этом случае, рассказала руководитель службы по развитию бизнес-приложений департамента информационных технологий группы компаний «Невада» (город Хабаровск) Галина Самошина.

06.09.2018    14945    0    galina.petuhova_2015    41    

74

"Идеальный кандидат". 10 Вопросов, позволяющих "подобрать нужного" программиста 1С.

Лидерство Россия Бесплатно (free)

Статья будет полезна руководителям подразделений/проектов, у кого ещё не сформирован свой фиксированный перечень вопросов, по которому они определяют, подходит им кандидат или нет. Также будет полезна программистам, которые задумываются о карьерном росте, и ещё не сформировали себе окончательный карьерный план, возможно, в него имеет смысл внести коррективы.

20.10.2011    107103    0    comol    489    

260
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Lemmonbri 120 27.10.23 11:01 Сейчас в теме
Получается, все это надо только чтобы удержать сотрудника в вашей компании, правильно я понял?
maksa2005; Allert63; +2 Ответить
2. starik-2005 3039 27.10.23 11:15 Сейчас в теме
(1) А чтобы он еще и работать начал - нужно еще столько же )))
sinichenko_alex; mrChOP93; G.Shatrov; zqzq; ardn; shard; maksa2005; Allert63; +8 Ответить
3. booksfill 27.10.23 12:15 Сейчас в теме
Я сейчас одну вещь скажу, только вы не обижайтесь.
Сотруднику нужны:
- зарплата по рынку (в зависимости от задач и склада характера может быть чуть ниже или выше рынка)
- нормальные условия труда. Не сферические, а по СНИПам - комфортная температура, освещенность, вентиляция, оборудованное место приема пищи (ну или где можно нормально поесть)
- вменяемый руководитель. Опять же не сферический гений, а просто адекватный человек с кол-ом косяков средним по рынку тех же руководителей.
- возможность развиваться, причем в востребованных на рынке областях, а не осваивать FoxPro.
- транспортная доступность.

И нет смысла про это статьи писать их уже 100500 написано, надо это просто сделать.

Если работают эти факторы (понятно, что их на самом деле много, но это самые важные), то сотруднику точно НЕ нужны:
Корпоративы, абонементы, 50 сортов чая, печеньки,
официально организованные поздравления с днями рождения,
комнаты релаксации, гимны, грамоты, гамаки, аниматоры и еще 100500 вещей, которые придуманы только для того чтобы
как-то оправдать то, что не выполняются действительно важные пункты.

Даже в условиях дефицита специалистов, если не брать крупняков, в среднем, картина в Москве:
- зарплата нормальная (ну, если вы действительно специалист и не страдаете аутизмом),

- условия труда на 4 с минусом. Например, есть кондиционер,но дует в шею. Есть кафе, но с ценами сильно "выше рынка". Есть окно, но вы сидите к нему спиной. Есть кухня, но сток там засоряется раз в два дня. И т.д.

- вменяемый руководитель - не смешите мое пиво :) Причем не потому, что плохой дядя, а потому, что его так нагибают обстоятельства, что странно, что он еще вообще не кусается.

- возможность развиваться. Тут как повезет - много зависит от самого сотрудника. Но найти компанию, которая вас отправить учиться по какой-нибудь интересной фиче из мэйнстрима, если компании этого не надь, лежит скорее в гипотетической области.

- транспортная доступность - обычно минут 70 на ОТ и около полутора часов, если на машине. Причем в обстановке, мягко говоря, отличной от оптимальной.

Причем компании экономят, переезжая в такие тьмутаракани, что диво-дивное.

И понятно еще когда в бывшие пригороды (сразу ясно, что туда только если все остальное на 6 по пятибальной шкале) , а иногда вроде и почти в центре, но в темное время суток лучше там не ходить, в светлое, впрочем, тоже.

Например, "площадь Европы", центр города, а компания сидит в бараках на товарной станции, к которым идти надо минут 15 через бродячих собак, подпольных лавочек и лиц подозрительного вида. Причем зарплата там вполне по рынку и требования к соискателю вменяемые.
ro_moskvin; ong1990; Award; user596529_a-ivashenko60; mrChOP93; Just; zqzq; TerveRus; andreysidor4uk; vakham; triviumfan; Obertone; koln; +13 Ответить
6. Lemmonbri 120 27.10.23 12:58 Сейчас в теме
(3) Я смотрю вы из Москвы, а говорите за всю страну) Что же скажете на счет хантинга? Когда платят зарплату по рынку, а тут приходит конкурент и платит выше рынка? Опять же плюшки в компании могут удержать сотрудника. Некоторые СНИПы вообще бред. Если уж говорить о законах - вы сможете 8 часов работать без перерыва, как написано в ТК? Т.е. ни чай попить на 15 минут, ни на перекур выйти. Про возможность развития... Компания развивается в своей области. Вы приходите и говорите: хочу в такой-то. Да, она востребована на рынке. Но это вообще не профиль компании. По вашей логике получается компания плохая? Только вот такой сотрудник сам выбрал такую компанию и знал на каком рынке она работает.
Про руководителя вы на собесе ничего не узнаете.
Так что при выборе из 2 компаний с рыночной зп вы будете выбирать ту, у которой есть "приятный бонус".
10. booksfill 27.10.23 17:22 Сейчас в теме
(6)Я обычно не говорю не то что за всю страну, но даже за соседа, если он сильно не попросил.
Просто полагаю, что писать IMHO там, где оно очевидно, наверное, не стоит.

По поводу "бонусов" IMHO :) я перечисли именно их, только реальные, а не корпоративы и иже с ними.
Но вы почему-то не заметили все остальные и решили сосредоточиться на зарплате.
Согласен, все эти "нормальные условия труда", обучения, тому что нравится и т.п. - скучно и не понятно, то ли дело корпроративчик или бесплатных печенек на 200 рублей наесть.

Я полагаю, что статья адресована людям зрелым (я не про возраст, если что), которые понимают, что все эти псевдо бонусы можно организовать самим , имея время (привет адекватным руководителям), и деньги.
В т.ч. деньги часть из которых которые вы получите из средств сэкономленных на зарплате "бизнес-аниматоров", корпоративах и комнатах отдыха с печеньками и "бесплатным" кофе.

Только в этом случае вы будете делать то, что нравится вам, а не то, что кто-то решил, что вам понравится.

Что касается СНИПов, то это тот минимум, что надо соблюдать, но часто не соблюдается. Но да, не безумно, там правда есть бредовые вещи.

Спорить по поводу ТК смысла не вижу, я ведь про него ничего не писал, не так ли?

" По вашей логике получается компания плохая" - по моей логике получается, что компания не дает этой конкретной плюшки, следовательно надо бы ее заменить другой.

И это отлично понимали даже в СССР, ага вместе с соблюдением ТК, про библиотечные дни знаете?
И еще, если вы в НИИ в рабочее время читаете научную литературу или даже помогаете в соседней лаборатории проводить эксперимент, то никто не станет вам тыкать носом, что она не по вашей проблематике.

"Про руководителя вы на собесе ничего не узнаете." - Ну, как бы флаг вам руки с таким подходом к трудоустройству.
Award; Just; TerveRus; andreysidor4uk; vakham; +5 Ответить
13. gybson 27.10.23 21:10 Сейчас в теме
(10) Ну да, если человек живет в стесненных и неудобных условиях, то его можно убедить жить на работе, а отдыхать по путевке из профкома.

Вот 20+ лет назад было жестко, но честно. "Начальство понимает, что всю неделю вы напряженно работаете и вам некогда. Поэтому обучение будет в субботу" =) И работали и глаза горели. Хотите на свои деньги купить пивачипсов и рубиться в брудвар по локалке? Ради Бога.

У меня ощущение, что статья написана от имени человека, которому отдел папа подарил и это оказалось не подарком.
17. Vukhdjaaz 4 28.10.23 21:05 Сейчас в теме
(10) "Кофе и печеньки" закупаются на всех, а экономия в пересчете на одного сотрудника будет пару рублей в месяц. Даже если кто-то не пользуется корпоративными бонусами, лояльность всех остальных сотрудников от этих плюшек никогда не будет соразмерима с тем, чтобы доплачивать эту сумму ради отдельных индивидуумов)
Банально потому, что эти два рубля от ухода никого не удержат, а вот случаев массового отказа от бесплатного кофе/корпоратива/ДМС я еще ни от кого не слышал))
4. MaxS 2855 27.10.23 12:20 Сейчас в теме
Это то же самое, как орет ребенок в аэропорту, и мама с ним сделать ничего не может. Подойдет любой мужик, скажет: «Я тебя сейчас с собой заберу». И все закончится.
Был подобный случай на улице. Идёт ребёнок с мамой, капризничает. Мама мол не будешь слушаться вон тому дяде отдам. Дядя (мой папа) подыграл, сказал пойдём. Ребенок успокоился и пошел с дядей. Всё пошло не по тому сценарию. )
LessSky; TerveRus; +2 Ответить
5. support 4485 27.10.23 12:47 Сейчас в теме
Антон, слушал твой доклад на конференции, это топ!
G.Shatrov; Tavalik; Cерый; ardn; Shmell; lukashov_as; +6 Ответить
7. Gifess 33 27.10.23 13:43 Сейчас в теме
А есть какая та статстика на 2023 год по ЗП в Москве и Санкт-Петербургу?
8. Lemmonbri 120 27.10.23 14:02 Сейчас в теме
(7) На сколько я знаю на платном аккаунте hh есть статистика, но там только по вакансиям и резюме. Реальную ЗП понятное дело никто не разглашает.
11. Созинов 27.10.23 17:52 Сейчас в теме
(7)
https://zarplan.com/zarplata/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9­C%D0%98%D0%A1%D0%A2%201%D0%A1/%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98­%D0%AF/
Очень приблизительная и как средняя температура по больнице. У hh есть сервис статистики, но в открытом виде нельзя нормальные фильтры наложить (https://stats.hh.ru/). Есть статья на ИС за 2022 (https://infostart.ru/journal/analytics/1659077/), если автор сделает анализ 23 года - будет интересно.
Мне кажется или так оно и есть - опытные спецы чаще стали выбирать удаленку (если есть возможность)? Если у кого-то есть анализ в динамике за последние года по рынку разработчиков 1С - поделитесь пожалуйста, если она не закрыта.

Статья топ, спасибо!
14. gybson 27.10.23 21:17 Сейчас в теме
(11) Правильнее будет сказать, что опытные спецы стали выбирать то, что им чаще стали предлагать. Очевидно же, что ездить на работу в Москву из Самары очень неудобно, а из Владивостока тем более.

Внезапно оказалось, что человек работает не только потому, что "всё равно уже приехал" =)
Созинов; +1 Ответить
9. gybson 27.10.23 15:52 Сейчас в теме
Слишком большое количество преувеличений. Особенно про зарплаты =)

Платить, заботиться и сажать на шею это кейс для тиндера, мне кажется, не для найма =)
12. user1320420 27.10.23 19:26 Сейчас в теме
Про перерыв в работе. Спасибо. Лучший выход - выйти на улицу в перерыв.
15. vandalsvq 1550 28.10.23 15:40 Сейчас в теме
Многие тезисы знакомы. Кто считает что местами гипертрофированно - возможно, а иначе будет не так понятно. Хотя и такой гипертрофии на рынке есть место.

Главное что жизненно в целом, достаточно хорошо подано, весело и забавно. А если кто-то воспринял все слишком буквально - совет простой: смотрите проще, жить будет легче 😁
16. Romyl01 37 28.10.23 18:51 Сейчас в теме
2 вещи 1 надо платить нормально по факту выполненных работ, 2 не забивать голову всякой мутью типа тим билдинг и т.п., вот и все, плюшки дело 3.
18. stopa85 34 28.10.23 22:51 Сейчас в теме
Возьмите меня на работу)))
1. Мне достаточно одного монитора
2. Я сам себе покупаю кофе
3. Я решил задачу от которой ваши отказались (Инфософт). Не обломался погуглить, поставил андроид студию и запилил мобильное приложение - сканер кодов маркировки для мобильной платформы 1С. Сканирует коды маркировки лучше дешевого сканера, не тупит с подсветкой. JAVA и разработка под андроид первый раз в глаза видел.
TerveRus; RustIG; +2 Ответить
19. serega22 29.10.23 10:07 Сейчас в теме
(18)тема не раскрыта.
Раньше работая в фране, были заказчики, важные такие всегда:"мне надо это, это и ещё так и во так". Говорю, ок: цена такая иди в кассу. И тут он вспоминает, что он ИП-ник, а не Газпром. Сейчас работаю на предприятии, где мне позволяют "играться", "выпендриваться" почти как хочу, решать лёгкие задачи по сложному...ну компромисс соблюдать, при необходимости поднять жопу и сделать то что просят.
Так вот вы в сторону чего негатив свой выписали, отсутствие своего бюджета или компетенции инфософта?(я не из ихних, но знаю что ребята там толковые)
Ps сорри за поддержку офтопа. А статья очень понравилась, ассоциация очень верная.
22. RustIG 1619 30.10.23 10:03 Сейчас в теме
(18) крутыш!
пс. в мире много талантливых и одновременно безвестных 1с-ников...никто о них не знает и мало , кто вспоминает...
пс2. мосты и железные дороги строят обыкновенные работяги, а такие как Цукерберг - единицы...
20. stopa85 34 29.10.23 11:58 Сейчас в теме
(19) блин, ну это был не негатив. Они просто не взялись, до обсуждения бюджета даже речи не дошло. Им не интересно это было.
21. DemetrKlim 158 29.10.23 14:33 Сейчас в теме
.... (вытер скупые мужские слёзы) ...
Отсылки автора к декларируемому успешному опыту неких "команд" на разного рода "сейшенах" вполне объяснимы. Это чисто западная "культурная примочка", когда у мужика в лохмотьях, переночевавшего под твоим забором, ты спросишь "Хаю ду ю ду?", он улыбнувшись щербатым ртом, дежурно ответит "Олл райт! Айм файн!" Мы, все (коллеги- АйТишники) работаем с одним и тем же слоем своих контрагентов (клиентов и заказчиков) и барахтаемся примерно в одной и той же субстанции.
В старой российской (царской ещё) армии молодых господ-юнкеров (будущих офицеров) учили одному непреложному и обязательному условию успешного командования рядовыми и прочими подчиненными чинами. правило простое - "Никогда не отдавай приказов (распоряжений), которые, априори, не могут быть выполнены". Объяснение этой аксиоме очень простое. Нижний чин, получив немыслимый приказ, либо быстро погибает, либо он выживает путем невыполнения невыполнимого приказа. И как раз, второе, самое неприятное, ибо порождает в подчиненном очень устойчивую логическую доминанту - "Если не выполнять приказы, то можно выжить! А приказы от начальства - всегда тупые!". А это первый и кратчайший путь к деморализации своего подчиненного состава. Я бы именно это и назвал, как основную причину всех проблем управления любым творческим коллективом, а именно "занятие безнадёгой". Древние греки никогда не упоминали о наличии некого начальника у Сизифа. В моём понимании, если таковой бригадир или прораб и имелся в самом начале красивой легенды, то к концу недели он уже утопился или вздёрнулся на подвязках своих сандалий, т.к. к нему каждый вечер приходил ноющий и жалующийся Сизиф и горестно плакался о несуразном камне, крутой горе, стоптанной обуви и неработающем кулере на самой вершине. Поэтому его из легенды и вычеркнули сразу же.
При наличии у меня под руководством коллектива, особенно - молодого, я очень берег бы его именно от такого тупого и бессмысленного труда, который обнуляет любое качество руководства, любую крепкость кофе в офисной кофемашине и яркость корпоративных вечеринок.
user596529_a-ivashenko60; mrChOP93; TerveRus; andreysidor4uk; vakham; d_bat; +6 Ответить
23. RustIG 1619 30.10.23 10:24 Сейчас в теме
написано весело-задорно...
провели аналогию с детсадом - смешно, конечно...
руководство в подобных компаниях, где процветает детсад - сами и взращивают детсад...
не у всех же так...

организовать себе рабочее место и пространство (и тишину) - не каждый сотрудник до этого дойдет своим умом - то ли психологические барьеры, то ли корпоративная культура не позволит думать широко и свободно...

имхо, взрослые люди по идее могут сами себе организовать удобное рабочее пространство, досуг, восстановление сил.... с другой стороны, понимаю, что невозможно каждому сотруднику выделить отдельный кабинет... но широкий стол, удобный стул, чайник и кофе, проветривание - банальные вещи - неужели пришло время поднимать такие вопросы?!


Недавно был на заводе. Завод весь такой секретный, там мегачистое производство. Чтобы туда зайти просто в ИТ-отдел, нужно надеть шапочку и бахилы. При этом сам ИТ-отдел находится внутри склада с коробками и старыми принтерами. Кошмар, ужас. Какие там 6 метров на человека? Там если за одним столом один человек сидит – это уже победа. И это не подвал – хотя очень часто на заводах ИТ-отдел загоняют вообще в подвал.

Мы там пока сидели, я вспотел, говорю: «А чего у вас так душно? Давай проветрим?» Оборачиваюсь, а там как в казино – нет окон и часов. Дверь есть, а окон нет. Причем мы не в подвале были, а на третьем этаже, по-моему.
25. user596529_a-ivashenko60 09.11.23 17:13 Сейчас в теме
(23) " ... имхо, взрослые люди по идее могут сами себе организовать удобное рабочее пространство, досуг, восстановление сил.... с другой стороны, понимаю, что невозможно каждому сотруднику выделить отдельный кабинет... но широкий стол, удобный стул, чайник и кофе, проветривание - банальные вещи - неужели пришло время поднимать такие вопросы?!"

Надо ли поднимать такие вопросы? Конечно надо! Автор статьи в комментарии по условиям труда в Москве поставил "четыре с минусом". Согласен. Важнейший момент - это вентиляция, приток свежего воздуха. А в Москве много высоких зданий по 20-40 этажей. Там окна вообще не открываются. Внутри воздух только кондиционный. То есть вы дышите тем воздухом, которым раньше дышали другие. И так все 8 часов. Если здание новое еще ничего ... А кто из руководства слышал, что кондиционеры нужно чистить один раз в 2-3 года? Душно.

"Просквозил" я как-то на Московской зеркальной фабрике. И здание вроде невысокое - 4 этажа. Но окна не открываются. Мол мудрые руководители опасаются, что работники из окон будут выпадать и окна намертво заварили. На фабрики было еще немало "косяков" по вопросу соблюдения условий труда, но отсутствие свежего воздуха считаю очень важным.

В статье сравнение с детским садом меня сначала немного покоробило: "мол мы же "элита" ИТ". Но в итоге - автор молодец! Сравнение с детским садом - годится.
26. RustIG 1619 09.11.23 17:29 Сейчас в теме
(25)
Надо ли поднимать такие вопросы? Конечно надо! Автор статьи в комментарии по условиям труда в Москве поставил "четыре с минусом". Согласен. Важнейший момент - это вентиляция, приток свежего воздуха. А в Москве много высоких зданий по 20-40 этажей. Там окна вообще не открываются. Внутри воздух только кондиционный. То есть вы дышите тем воздухом, которым раньше дышали другие. И так все 8 часов. Если здание новое еще ничего ... А кто из руководства слышал, что кондиционеры нужно чистить один раз в 2-3 года? Душно.


да, хорошо, вот именно таких сообщений не хватало!
работал в командировке в Москва-Сити - выйти на улицу нельзя - долго спускаться и подниматься снова... как в заточении...

но как этому поможет статья?! ну поговорили, повозмущались и все - так и есть значит детский сад, если изменить ничего нельзя.

у меня в командировке не было выбора...в остальных случаях, когда условия не удобны мне - я напрямую говорю, что работать буду удаленно - у вас не удобен стол/стул, воздух / шум и т.д. Мой выбор - мои правила! Мне платят за результат, а не за то, что в их помещении пыль протираю, кофе их пью.

Были ситуации, когда приходилось с собой раскладной стул возить, чтобы за кассой 1с настраивать, с тех пор в багажнике лежит...

Приспосабливался...

Вообще наверное жалею всех: по 40 человек есть отдел айти - не работа, а сплошной стресс за три копейки...
Удачи вам в нелегком труде 1с-ника!
27. RustIG 1619 09.11.23 17:33 Сейчас в теме
(25)а еще , тут как бы авторитет автора работает.... когда авторитет выступающего компенсирует любые недостатки статьи.
Я сам автора уважаю, купил его книги, в своих постах его упоминаю только в хорошем смысле, и вообще он много сделал для Айти-сообщества.
так что мира всем!
24. vakham 21 30.10.23 10:58 Сейчас в теме
У гениального командира (сичечь Суворов) все подчиненные - чудо-богатыри. У типичного командира все подчиненные - духи сопливые, маменькины сынки от титьки оторванные, ипланы укуренные, алкашня непромсыхаемая, ворье тупорылое. Короче, каков поп, таков и приход. Нефиг на зеркало пенять.
p.s. Сие результат негнущейся иерархии. Во взрослых компаниях иерархия после пубертата компании изменяется в матрицу, где каждый рядовой - офицер-спецназёр.
Оставьте свое сообщение