Как уйти от шаблонного мышления или 6 шляп для тимлида
Наступает тот момент жизни, когда ты добился цели (а может тебе просто предложили и ты согласился, такое тоже бывает) – ты стал тимлидом, ну или если чуть попроще выражаться – руководителем отдела или команды 1Сников.
Меня зовут Анастасия Штей, и я руководитель отдела сопровождения финансового учета Ecom.tech – большого екома, чьи технологии работают под капотом Самокат, Мегамаркет, логистические системы.
Многие меня знают по выступлениям на Infostart Event:
-
«Бизнес-аналитик 1С – универсальный солдат или кто?» https://www.youtube.com/watch?v=782fcVT23g4
-
«Скальпель, зажим, … пластырь, валерьянка. Мы закончили…»: инструменты работы бизнес-аналитика» https://www.youtube.com/watch?v=OllJLLuAlos
-
«Бесплатный сыр только в мышеловке, или как бизнес-аналитику прокачать себя самостоятельно» https://www.youtube.com/watch?v=P0ng54OffDU
-
«Аналитик - птица гордая, пока не пнешь - не полетит. Как вырастить сотрудника, готового к самостоятельному решению задач, используя план индивидуального развития» https://www.youtube.com/watch?v=Ci8nyZ4-AEA
-
«Первый день 1С-ника на новом месте: слезы, грусть, печеньки, возможности» https://www.youtube.com/watch?v=Feopu3qJuSo
Или статьям для аналитиков 1С:
-
Краткий путеводитель по методологиям и нотациям описания и моделирования бизнес-процессов (в 4х частях):
-
Из хаоса в логику бизнес-процессов: //infostart.ru/pm/1305386/
А сегодня я хочу с вами поделиться мыслями для тимлидов, когда нужно коммуницировать со своими командами и принимать управленческие решения.
Итак, шаблонное мышление руководителя – это наиболее простой путь, с наименьшим сопротивлением. Но тут нужно сделать уточнение. Думать – полезно, но думать над одной и той же мыслью каждый день – это уже не продуктивно. Один раз хорошо подумать (собрать всю матчасть) и далее уже опираясь на собранный материал (можно читать и как опыт) – принимать решения, т.е. использовать на некоторое будущее уже шаблон мышления. Да, могут быть иногда и ошибки, это нормально, но их значение и потраченное время будут гораздо ниже, чем постоянно все обдумывать. Однако, шаблонное мышление везде и всегда – это ошибка, которая ведет к деградации всех управленческих навыков самого руководителя, а также не развивает команду и не позволяет выходить на продуктивный уровень исполнения.
Что делать?
Ответ достаточно прост – развивать креативное мышление. И в этом может помочь метод 6 шляп.
Шесть шляп мышления (Six Thinking Hats) – это метод, разработанный Эдвардом де Боно (Edward de Bono), позволяющий организовать свое мышление, навести порядок в мыслях, увидеть ситуацию под разными углами и выбрать наилучшее решение из нескольких вариантов.
Суть метода заключена в том, что, когда нам надо принять какое-то решение, или сделать выбор, или проанализировать ситуацию, мы «надеваем» воображаемую шляпу, чтобы отсеять лишний шум, сфокусироваться на определенной ситуации или задаче, чтобы начать видеть все скрытые детали и нюансы.
В методе де Боно определено шесть метафорических шляп: синяя, белая, зеленая, красная, черная, желтая. Каждая из них используется ограниченное время и сменяется на другую в пределах работы над одной задачей (проблемой) или мыслью.
Этот метод используется в двух направлениях:
- Как инструмент для индивидуальной мыслительной деятельности.
- И как инструмент структурирования групповой дискуссии.
Каждой из шляп соответствует тип мышления (критическое, позитивное, творческое, и др.), исходя из этого определяется роль (аналитик, ученый, художник, пессимист, и проч.), которую можно использовать при разборе ситуации. В итоге перебирая нужные шляпы в определенном порядке будет получена единая картина с учетом рисков, перспектив, а также пути решения (или выхода) ситуации.
КЕЙС (начало). Рассмотрим использование этого метода на очень условном примере.
Предположим, у нас есть команда разработки и прилетает новая сложная задача: реализовать определенную задачу по расчету взаиморасчетов в 1С. Применим шесть шляп мышления в определенном порядке для выработки командного решения по этой задаче.
Начинаем с того, что собираем команду и объясняем правила. Определяем цели и планы работы, а также рассказываем о методе «Шесть шляп».
Синяя шляпа
Начнем с синей шляпы. Синяя шляпа отвечает за организацию и обсуждение процесса. Использовать ее при групповом разборе задач (проблем) можно как в начале процесса, так и в его завершении.
Описание: это шляпа руководителей или аналитиков, ее роль – координация дискуссии/общения, сбор полученных данных, принятие финальных решений и составления плана действий. Данная шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Ее надевает тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Тот, кто примеряет данную шляпу, тот управляет всем процессом: дает слово каждому, следит за соблюдением тематики. Очень схоже с понятием фасилитатора, но немного более в широком смысле.
Мышление: стратегическое. Под стратегическим мышлением понимается – способность смотреть на задачу «с высоты», намечать план работ и делать выводы.
Роль: руководитель или аналитик.
Вопросы, которые можно поставить вначале работы и в заключении:
- В чем заключается основная проблема?
- Какова цель обсуждения?
- Кто будет модерировать процесс?
- Какие шляпы мы будем использовать?
-
Что самое важное из всей информации?
- Какие выводы можно сделать?
- Какой план действий?
КЕЙС (продолжение 1). Тут необходимо рассказать, как будет все происходить. Ведущий (руководитель) «примеряет» синюю шляпу. И говорит, что каждый из участников, поочередно будет «примерять» каждую из шляп и это поможет под разными углами взглянуть на поставленную задачу. Обязательно сказать, что использование шляпы будет ограничено по времени – это поможет не застопориться на одном вопросе или обсуждении, а поочередно рассмотреть все варианты решения и выдвигаемые предположения. Важно, чтобы вся получаемая информация в ходе обсуждения фиксировалась. Еще следует отметить, что обсуждение начинается в этой шляпе, так и подведение итогов заканчивается использованием этой синей шляпы.
Белая шляпа
Следующая, это белая шляпа. Очень часто ее используют сразу после синей. Надевая белую шляпу, участник определяет известные ему факты и анализирует известную ему информацию. Это этап сбора деталей о предмете обсуждения.
Описание: это шляпа проведения анализа. Используя этот головной убор, мы фокусируемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостает, где ее найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Это метод, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Мышление: аналитическое, это только сухие цифры и факты. Аналитическое мышление – это способность индивида разобрать конкретную ситуацию: сопоставить факты, сделать выводы на основы полученных данных.
Роль: ученый (рациональность и беспристрастность).
Зачем нужно: практически всегда первичных (известных) данных по задаче (проблеме) не хватает в полной мере. Использование этой шляпы помогает понять, каких сведений не хватает и как можно их узнать.
Вопросы, которые полезно задать, используя эту шляпу:
- Какая информация у нас есть?
- Какую информацию нужно получить?
- Где найти информацию?
КЕЙС (продолжение 2). После синей шляпы, которую «примерил» ведущий, каждый из участников «примеряет» красную шляпу, тем самым рассказывает – какие факты о задаче он знает, все они фиксируются. Исходная задача звучит так: «реализовать определенную систему взаиморасчетов в 1С». Поэтому каждый из участников рассказывает, что есть сейчас по учету взаиморасчетов (что реализовано) и что известно о новой системе. Так же участники предполагают – какую информацию нужно получить дополнительно (например, какие встречи провести с пользователями системы или с постановщиками задачи).
Красная шляпа
Это противовес белой шляпе. Теперь наш «конек» – эмоции и переживания. Откидываем рациональное мышление и смотрим на проблему с точки зрения чувств. Наши суждения тут основываются на наших чувствах, внутреннем голосе, интуиции. Надевая эту шляпу, нужно уметь слышать себя и понимать эмоции, которые вызваны ситуацией (проблемой или задачей).
Описание: что подсказывает вам внутренний голос? Суждение и отношение к проблеме через призму человеческих чувств, интуитивные догадки, описание ощущений – это основа использования этой шляпы. При коллективном обсуждении, очень важно слышать других, постараться понять их эмоции, движущие силы и подоплеку выдвигаемых ими предложений. Основа: быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Роль: художник.
Мышление: эмоции / чувства. Эмоциональное мышление – это мышление, основанное на чувствах и интуиции.
Зачем нужно: психологи утверждают, что важные ответы часто лежат в подсознании, поэтому иногда полезно «отключить голову» и просто говорить, что чувствуешь.
Вопросы, для размышлений с красной шляпой:
- Что я чувствую по поводу этой задачи, решения или идеи?
- Что подсказывает мне интуиция?
- Какие я вижу результаты решения?
КЕЙС (продолжение 3). Далее «примеряется» следующая шляпа – красная. В этой шляпе участники команды озвучивают свои чувства, которые вызывает новая задача, демонстрируют эмоции (важно при этом, чтобы не было переходов на личности). Как и факты, эмоции и чувства могут быть как позитивные, как и негативные, но главное, четко сформулированные.
Например,
- Если при планировании задачи по новой системе взаиморасчетов, мы учтем сроки разработки других отделов, это позволит нам правильно оценить время, необходимое нам для разработки и спланировать спринт.
- Если качество формулирования требований от источника задачи будет выше, это позволит не тратить больше времени на дополнительные вопросы.
Черная шляпа
В этой шляпе можно критиковать все, искать возможные риски, сложности, слабые места. Сейчас вы – пессимист.
Описание: пессимист, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Необходимо постараться в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Индивидуально использовать черную шляпу можно тому, у кого есть достижения и мыслит позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности (могут стать заложником ситуации «все уже хорошо»).
Роль: критик / пессимист
Мышление: критика / критическое суждение и мышление. Критическое мышление – это работа с негативными факторами для выявления возможных рисков и негативных последствий решений.
Для чего нужно: «включать критика» надо, чтобы определить недостатки, опасности и слабые места, нивелировать синдром «ощущение, что все хорошо».
Вопросы, которые можно задавать при работе с черной шляпой:
- Какие могут быть трудности при реализации этой идеи?
- В чем может быть ошибка?
- Какие могут возникнуть риски?
- В чем следует проявлять осторожность?
- Что может пойти не так? К чему может привести?
- Какие опасения и подводные камни?
- Почему не стоит этого делать?
При ответе на эти вопросы, существует рекомендация – не бояться быть максимально критичным.
КЕЙС (продолжение 4). Следующий раунд – «примерка» черной шляпы. Участники решения задачи стараются раскритиковать предложенные ранее решения, оценивая их с разных негативных точек зрения. В этом раунде формируется пул рисков и неопределенностей, связанный с решением.
Желтая шляпа
Надевая желтую шляпу, вы становитесь оптимистом, в противоположность черной шляпе – пессимисту. Подход к проблеме нужно осуществлять с позитивной точки зрения. Это не просто, но цель: найти сильные стороны и преимущества каждой идеи или задачи.
Описание: осуществляется анализ преимуществ решений и позитивных сторон. Подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. С помощью этого подхода определяются сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными, негативными, нереализуемыми и т.д.
Роль: оптимист.
Мышление: оптимизм / оптимистичность. Оптимистическое мышление – это фокусировка на логически обоснованном позитивном взгляде, без критики и ограничений.
Зачем нужно: этот тип мышления нужен для поиска имеющихся и скрытых ресурсов и возможностей.
Вопросы, которые можно задавать при работе с желтой шляпой:
- Что можно сделать?
- Как это мне поможет?
- Какая польза будет от этого?
- Почему это сработает?
- Какие есть плюсы и позитивные перспективы?
- Почему стоит это делать?
КЕЙС (продолжение 5). В этой шляпе участники определяют позитивные моменты, например, что было хорошего в спринте по решению этой задачи:
- Команда отлично сработалась.
- Вася – крутой разработчик 1С, за короткие сроки реализовал функциональность.
- Пользователи очень быстро провели тестирование функциональности.
- И т.д.
Таким образом, будет сформирован пул положительных моментов и практик.
Зеленая шляпа
Самая творческая шляпа, определяется нестандартным мышлением. Самая трудная для людей с рациональным или математическим подходом, но именно она позволяет «смотреть на ситуацию под разными углами».
Описание: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Примеряя данную шляпу, нельзя давать оценки предложенных ранее решений, тут можно только их развивать любыми, даже самыми нестандартными и неожиданными способами (мозгоштурмы, ментальные карты, ассоциации и др.). Очень часто ее используют после черной шляпы, чтобы найти решения проблемам, которые были на предыдущем этапе найдены.
Роль: креативщик / экспериментатор.
Мышление: креативность. Креативное (или творческое) мышление – это выход за рамки, игнорирование шаблонов, предложение невероятных идеи и провокационных подходов.
Для чего нужно: помогает найти новые креативные идеи или изменить существующие.
Вопросы:
- Что еще я могу сделать?
- Какие дополнительные возможности можно использовать?
- Каким еще способом можно решить эту задачу?
- Что позволит преодолеть эти препятствия?
- Какие альтернативы?
- Что нестандартного сделать, что ещё не делали?
КЕЙС (продолжение 6). К этому этапу у команды уже зафиксированы факты о работе. Можно сформировать ретро спринта и на основе зафиксированной информации сформировать все плюсы и минусы, а также всю дорожную карту хода решения задачи.
«Примеряя» зеленую шляпу, команда еще раз может взглянуть на всю ситуацию еще раз и ответить на следующие вопросы:
- Как избежать озвученных минусов в следующем спринте?
- Как не растерять и использовать плюсы в следующем спринте?
На этом этапе работы со шляпой мы генерируем и фиксируем идеи того, как улучшить работу команды на следующий раз.
Заключение
Итак, данный метод, казалось бы, очень простой и очевидный. Однако применение его на практике дает очень заметные результаты. Метод 6 шляп позволяет руководителю выбраться из ловушки стереотипного мышления, развить креативность, гибкость ума и возможность анализировать поставленные задачи многогранно.
Я постаралась не просто рассказать теорию данного метода, но и на конкретном кейсе продемонстрировать его использование. Надеюсь, моя статья будет для вас неким лайфхаком в вашей управленческой деятельности и структурировала имеющиеся у вас знания о данном методе.
КЕЙС (подведение итогов). И вновь ведущий (руководитель) «примеряет» синюю шляпу. По результатам у команды должен быть план улучшений на следующий спринт: он формируется из того, что было выявлено при использовании зеленой шляпы.