Содержание
- Глоссарий
- Профиль предприятия.
- Топология склада готовой продукции.
- Предисловие.
- Цели проекта.
- Хронология проекта
- Муки выбора: на каком ПО внедрять.
- Муки выбора: оборудование.
- Выбор планшетов для погрузчика.
- Выбор сканера для погрузчика.
- Выбор сканера для инвентаризации.
- Рабочая группа
- Результаты внедрения
- Результат. Достижения целей.
- Результат. Оглянемся назад. А правильно ли мы выбрали 1C «Управление торговлей 11»
- Результат. Оглянемся назад. А правильно ли мы выбрали оборудование.
- Итоги. Проблемы.
1. Глоссарий
УТ11 – 1С Управление торговлей 11
УПП – 1С: Управление производственным предприятием.
Паллета – единица продукции, состоящая из упаковок или кег. Например, в 1 паллете - 12 кег.
2. Профиль предприятия.
Производство алкогольной и безалкогольной продукции.
Отмечаю не зря, тут главное слово «алкогольной» с системой ЕГАИС и прочими сюрпризами от нашего государства.
3. Топология склада готовой продукции.
Привожу пример старой топологии. Эта топология в изначальном тех. задании.
Сейчас по-другому, новой топологии нет. Как обычно и бывает, «коней меняли на ходу», так как запускали новый склад, можно сказать, параллельно с разрабатываемой системой и всю топологию разрабатывали "с нуля".
То есть:
- Продукция стоит по дорожкам
- Напольное хранение
- Подъезд только с одной стороны
Сам склад не такой тяжелый, в плане учета.
Всего порядка скажем 100-300 SKU и дорожек порядка 400-500
4. Предисловие.
Задача по автоматизации учета склада у нас летала в воздухе давно.
На предприятии внедрена учетная система 1С: Управление производственным предприятием.
И по готовой продукции ведется учет по сериям (по партиям).
Но так же необходим и учет по дорожкам, что УПП не умеет.
По дорожкам учет вели кладовщики на бумажках, в головах и.т.п.
Процесс пересменки занимал кучу времени. Недогрузы/Перегрузы по датам розлива (по сути по партиям) – это было нормально явление.
И время шло. На протяжении этого времени мы накапливали информацию. Читали, иногда ездили на форумы. То есть база знаний в голове накапливалась.
Причем, обратите внимание, не только по программному обеспечению (ПО), бизнес процессам, но и оборудованию, что также немаловажно. Муки выбора оборудования были не меньше, а то и больше, чем муки выбора ПО, и ниже об этом будет рассказано.
Но тут пришел ЕГАИС, и вот он, «хороший стимул». С 01.10.2015 фиксация в ЕГАИС. Все, точка.
И тут уже точность учета контролирует РАР, а не клиент, который поворчал из-за очередного недогруза/перегруза и все.
Было принято решение о старте проекта …
P.S. справедливости ради, отмечу, что недогрузы/перегрузы/пересорты по ЕГАИС отражаются корректно. По сути, фиксируем Корректировку реализации. Все по закону, все хорошо.
Но тогда все были на взводе, все только начиналось, ошибок недогруз/перегруз/пересорт было много, и входить полноценно в ЕГАИС все считали более чем рискованно в такой ситуации.
5. Цели проекта.
- Сведение к минимуму ошибок отгрузки из-за человеческого фактора.
- Добиться полноценного учета по датам розлива и по дорожкам. (В любой момент времени есть информация, какая продукция, какой даты в каких упаковках и в каких дорожках на остатке на складе)
- Минимизировать "бумажный" учет (Необходимая информация хранится в системе).
- Оптимизация процессов на складе.
- Контроль системой за расположением и оперативная ротация продукции по дорожкам.
- Уменьшение времени приемки за счет того, что система сама «говорит», в какую дорожку размещать продукцию и не тратится время на предварительный анализ кладовщиком.
- Уменьшение времени отгрузки за счет того, что система сама определяет, откуда взять продукцию и не тратится время на предварительный анализ кладовщиком.
- Уменьшение времени инвентаризации.
Комментарии к целям.
Если своими словами, то, конечно же, основная цель была «Сведению к минимуму ошибок отгрузки из-за человеческого фактора».
Мы "алкоголисты", любая отгрузка в он-лайн режиме фиксируется в системе ЕГАИС.
Перегрузы/Недогрузы для нас более чем критичны.
По достижениям целей по результатам вернемся в конце.
Далее хронология проекта и муки выбора.
6. Хронология проекта
– Начало полноценной работы по проекту: октябрь 2015 г.
– Запуск в промышленную эксплуатацию: 01.02.2016
– Работа в отладочном режиме: до 01.03.2016
– Сдача проекта 01.03.2016 на оперативную поддержку (Service Desk)
7. Муки выбора: на каком ПО внедрять.
Выбор разделим на две части
– Выбор программного обеспечени
– Выбор оборудования
Начнем с ПО.
Первое, конечно, с чего мы начинаем: 1С или не 1С.
Ведь есть куча решений крутых, дорогих, наших и не наших.
На самом деле, тут даже не думали: однозначно 1С.
Аргументы:
- центральная учетная система у нас 1С:УПП, и наша WMS с ней тесно интегрирована.
- поддержка. На заводе отдельный отдел 1С.
Выбор сделан, осталось выбрать 1С решение, которого оказывается на рынке достаточно.
Или самим разработать?
Хорошо помогла, помню, статья //infostart.ru/public/78075 Отличная статья, рекомендую, плюс дебаты в комментариях обязательны к прочтению.
Скажу честно, поначалу разработать свою подсистему было приоритетным у нас.
И на второй чаше весов покупка готового решения.
Мысль, проанализировать Управление торговле 11, так как там есть подсистема WMS, пришла позже, и эта идея попала в яблочко.
В итоге выбор стоял такой (по приоритетам сверху вниз)
–Самостоятельная разработка «с нуля»
–Внедрения собственными силами на базе 1С Управление торговлей 11
–Внедрения стороннего решения на платформе 1С. Полностью на аутсорсинг.
–Внедрения стороннего решения на платформе 1С. Внедрения собственными силами.
Аргументы «ЗА» и «Против» самостоятельной разработки
Тут не буду писать по пунктам, как сделаю ниже, а напишу саму идею, так как понимал, что изобретать велосипед не стоит. Единственно перспективным можно считать было этот вариант, если на выходе получилось бы что-то стоящее и это красиво обернуть и выйти на коммерческий продукт.
Но это было маловероятно. Да и уметь разрабатывать именно коммерческие продукты надо уметь.
А идея была в том, что тут мы могли сделать своего рода пробник. Минимально время, минимальные затраты. Автоматизируем текущий бизнес процесс и текущее видение.
Если завелось – начинаем наращивать мясо. Изучать best practices и.т.п.
Аргументы «ЗА» УТ 11
–Это одна из основных типовых решений нового поколения. Со всеми новыми возможностями платформы (а платформа, как мы видим сейчас, развивается просто, какими то бешеными темпами). Плюс УТ 11 развивается и будет развивать не только в плане локализации под законодательства РФ, но и функционально.
– Кучу литературы, куча курсов.
– Нам разработчикам, в плане развития, хотелось бы более плотно работать с типовыми решениями последнего поколения (повторюсь, у нас центральная учетная система УПП – это предыдущее поколение)
– Стоимость проекта. Минимум затрат с максимумом отдачи.
Аргументы «Против» УТ 11
–Это коробочное решение на широкую аудиторию и WMS там минимум. Мы это понимали.
–Также понимали, что, скорее всего, взят какой-то отдельный стандартный шаблон бизнес процесса, с его точки зрения разработана подсистема, без каких-то намеков на гибкость настроек (так оно потом примерно и оказалось).
–Также понимали, что необходимо будет брать в руки напильник и вперед.
Тут сделаю небольшое пояснение. Я не против напильника, но основная моя стратегия не трогать ядро. В противном случае, зачем мы выбрали это решение, так как даже сам фундаментал типового функционала не подходит. Это критическая ошибка - неправильно выбрано ПО.
Аргументы «ЗА» стороннего WMS решения на платформе 1С.
Примечание: Речь про аутсорсинг, так как стороннее решение поднимать собственными силами отбросили сразу.
– Оно, скорее всего, достаточно проработанное и нацеленное именно на функционал WMS
–Гибкость настроек
–Внедренцы. Профессионалы именно по части WMS (а таких еще поискать надо было, причем хорошо поискать).
Аргументы «Против» стороннего WMS решения на платформе 1С.
– Большие риски. Очень большие. Выбрать грамотного внедренца сложно. Мы рассматривали одно из решений достаточно плотно и консультировались по практикам внедрения. Много неудачных проектов, много.
При самостоятельной разработке тоже риски, я не спорю, но и стоимость не сопоставима. Да и честно, риск при самостоятельном внедрении УТ 11 по нашим расчетам был существенно ниже. Или у меня была излишняя самоуверенность в наших силах.
– Зачастую все сторонние решения еще написаны на старом движке, на старых поколениях. Да, разработчики начинают переписывать свои решение под новые возможности платформы и.т.п. Но все это инерционно, очень инерционно.
– Стоимость. Самый дорогущий вариант.
Итог мы выбрали: Внедрения собственными силами на базе 1С Управление торговлей 11.
Одно решили, двигаемся дальше
8. Муки выбора: оборудование.
Отдельная мега история :).
Так как это большие деньги, достаточно большие.
Речь в основном пойдет об оборудовании для погрузчика (кар).
Какое необходимо было оборудование:
–Промышленный Wi Fi;
–Планшеты для погрузчика;
–Сканера для погрузчика;
–Терминалы сбора данных (ТСД) для инвентаризации;
Сразу сделаю основное примечание. В УТ 11 мобильное место – это просто АРМ, который открывается при открытии у пользователя. Все.
То есть, какие имеем варианты запуска на мобильно устройстве:
–RPD (тогда можно рассматривать и Андроид планшеты)
–Тонкий клиент. Без вариантов только Windows планшеты.
Это мы всегда держали в голове при выборе оборудования.
1. Выбор планшетов для погрузчика.
Основные муки, поэтому про них подробнее.
Из чего, по сути, нам предстояло выбрать
–Специализированное оборудование именно для погрузчика;
–Что то другое.
Львиная доля, читающих статью, могут сказать "есть деньги бери специализированное, что тут думать".
Бюджет у нас на оборудование был хороший, собственник понимал, оборудование необходимо брать хорошее.
И мы начали выбирать …
Работали с крупным поставщиком. Спасибо им. Они нам давали все модели для теста.
Выбирали из (сразу напишу цены за 1 шт., чтобы было понятно, о каких сумах идет речь)
– Терминал Rhino 10 2500$
–Терминал Honeywell Thor VM2 3500$
– Motorolla vc70 3500$
–Кибер буки смотрели
– И еще и еще ...
Обратите внимание 3500$ – это только за планшет. Еще отдельно шло крепление к погрузчику, по ценам, от которых голова кружилась.
И это тогда, когда скаканул доллар. В итоге становилось грустно.
Но даже это было, в крайнем случае, не преграда. Они все были огромные, с резистивными экранами. Рино был еще на древнейшем железе, что ужас (и это за 2500$)
Начали искать альтернативные варианты и … если попробовать защищенный планшет.
Выбор пал на Panasonic Toughpad FZ-M1.
Ни в коем случае не реклама, я не сторонник панасоников и.т.п.
Заказали у наших поставщиков тестовый, начали тестировать.
Красота. Емкостной экран. Мультитач, ударопрочный, влагозащищенный. Полноценная Windows 8. Мы сразу вышли по RDP без танцев с бубнами.
А поверьте, с некоторыми планшетами для погрузчика мы еще те сиртаки танцевали.
И мы решили рискнуть. Осталось за малым ) как крепить его на погрузчик.
В отделе у нас оказался художник и нарисовал вот такое чудо, которое мы отдали на изготовление.
И вот что получилось
Запитались напрямую к аккумулятору, обрезав провода.
Что в итоге: 4 месяца работаем. Полет нормальный. Конечно, есть момент, когда заводишь Кар, надо, чтобы планшет лучше был выключен.
2. Выбор сканера на погрузчик.
Тут много писать не буду. Выбрали одномерный дальнобойный сканер, чтобы комфортно было с погрузчика стрелять.
3. Выбор сканера для инвентаризации.
Выбрали двумерный ТСД.
9. Рабочая группа.
От нас работало два человека на 90% загрузку.
Автор статьи, то есть я – вся методика была на мне.
Вся разработка на одном человеке.
- - Планы обмена с перебросками УТ11-УПП;
- - Вся адаптация УТ11.
По оборудованию, помогали админы. Хорошо помогал поставщик оборудования.
10 Результаты внедрения.
1. Результат. Достижения целей.
Вот вырезка из моей презентации, по результатам проекта, собственнику и ключевым топ менеджерам.
Сведению к минимуму ошибок отгрузки из-за человеческого фактора (ТОЛЬКО ПАЛЛЕТЫ) |
достигнута, есть проблемы |
Добиться полноценного учета по датам розлива и по дорожкам |
достигнута |
Минимизировать "бумажный" учет |
достигнута |
Контроль системой за расположением и оперативная ротация продукции по дорожкам |
достигнута, но необходима четкая регламентация процесса |
Уменьшение времени приемки |
достигнута, есть проблемы |
Уменьшение времени отгрузки |
достигнута |
Уменьшение времени инвентаризации |
достигнута |
Кратко комментарии.
Цель 1
по результатам первых месяцев был прорыв, количество недогрузов и перегрузов упало на порядок, больше скажу, практически не было . Эйфория.
Но прошло время. Некоторые карщики сменились, начался сезон.
Начали ошибаться. Почему? Об этом ниже, в последней главе по проблемам.
Цель 2
Было:
- По дорожкам информация хранилась где-то в головах и на бумагах кладовщиков. Больше никто ее не знал.
- Пересменки кладовщиков: достают из карманов бумаги чиркают в них состояние склада, по которому один Кладовщик передает другому. Занимало по несколько часов иногда.
- Не было информации нигде, что разорвано, а что в паллетах, кроме как в головах кладовщиков и на бумагах.
Стало:
- В любой момент времени можно сформировать отчет, где будет информация, в какой дорожке, в каких упаковках (в паллетах или в упаковках) и сколько на остатке продукции.
- Пересменка: формируется отчет и кладовщик с кладовщиков физически открыживают на складе эту информацию. Пересменка занимает 15 минут.
- Четко, на любой момент понимаем, что у нас в розничной зоне, а что в паллетах. (есть маневры – давать эту информацию клиентам, для оптимизации разрывов паллет).
2. Результат. Оглянемся назад. А правильно ли мы выбрали 1C «Управление торговли 11»
Однозначно считаю что ДА.
Вопрос: Было ли много напильника?
Ответ: Да, напильником орудовали
Вопрос: Тронули ли ядро?
Ответ: Нет, размещение по дорожкам автоматика, отбор по дорожкам автоматика и.т.п. Никаких новых регистров, никаких новых документов, все типовое.
Вопрос: Есть ли гибкость в настройках?
Ответ: Как и ожидали, нет. Приведу, пару примеров.
Пример 1. Ротация. Когда из одной дорожки перекладываем в другую. По-типовому работает только так: что указано на ротацию, то сначала необходимо все взять (по сути как бы положить в тележку) и потом это все отвезти в другую дорожку.
У нас паллета. Если 2 паллеты перевезти в другую дорожку, схема такая: подъехал "взял на вилы" отвез, снова подъехал.
Выход: задание на ротацию даем только на одну паллету, необходимо 5 паллет перевезти - 5 заданий.
Пример 2. Задание на размещение. Это по сути один документ. (!) Именно документ, это важно. А теперь представьте, что возит несколько карщиков? Все тупик. Один задание взял документ заблокировал.
Нам пришлось выкручиваться так: один документ - одна паллета.
Пример 3. Отбор.
УТ11 дает только два варианта: сканируем ячейку, потом товар и наоборот, товар потом ячейка.
Нам необходимо для более полного контроля, так как карщик возит паллету сразу в машину
Ячейка – товар - Ворота
Вопрос: Один из аргументов у нас был, это то, что бы берем флагман коробочного решения фирмы 1С именно нового поколения. И?
Ответ: Однозначно, правильный выбор. Например, мы по максимуму использовали расширение конфигурации и.т.п.
3. Результат. Оглянемся назад. А правильно ли мы выбрали оборудование.
По планшетам считаем, что не прогадали 100%.
Приведу пример, станет понятно. Мы протянули промышленный WI FI, сделали бесшовным.
Сначала начали работать по RDP (классика жанра) в итоге, когда карщик выходил из одной зоны покрытия и происходило переподключение с точки на точку, пусть практически моментальное, но этого хватало чтобы отключался сканер.
Мы даже сделал в мобильном АРМ кнопку переподключить сканер.
Что решили: перешли на полноценного тонкого клиента на планшетах и все стало отлично.
Что мы бы делали, купив планшет за 3500$, где установлена мобильная Windows? Насколько я понимаю, там мы бы тонкого клиента не поставили. Конечно, может там и не было таких проблем или они грамотно решались, но все-таки.
А вот с ТСД, которые предназначались для инвентаризации, прогадали. Как то не завелось. Тут писать не буду, получится много букв получится.
Там кратко суть: что инвентаризация так же делается в АРМ, это надо дать задание отдельно себе, поставить в статус и.т.п. Неудобно.
Мы уже думали, что лучше мы взяли обычный «чипер лаб» и сделали задачу на нем, где надо было просто ходить и сканировать все подряд и потом «распарсивать», что отсканировано (где дорожка, где товар, и.т.п.)
11. Итоги. Проблемы.
Главный итог: проект считаем успешным.
Вопрос: есть ли проблемы?
Ответ. Да, проблем хватает.
Главная проблема: это люди, участники бизнес процесс и их мотивация.
Приведу пример, станет понятно.
Карщику надо везти 10 паллет. Что важно однозначно сканировать каждую паллету и, причем именно ту, которую везет. (Тут все удивятся, что я пишу само собой разумеющие вещи.)
А теперь берем карщика. Типичный русский мужик, у которого в крови не как делать правильно (как в германии или японии), а как обмануть, найти лазейку.
Что он делает. Берет Штрих код себе в кабину и начинает сканировать. Надо ему 10 паллет вести, он, стоя на одном месте 10 раз сканирует «ячейка – товар» и все. Задание успешно закрыл и потом преспокойно начинает по факту возить, уже ничего не сканируя.
А если в дорожке другая дата? А если запутался и с другой дорожки взял по факту?
Вопрос: Это проблема мотивации?
Ответ: ИМХО, ДА.
Вопрос. Может, это проблема в неудобстве работы на планшете.
Ответ: возможно и это, но мы открыты для диалога. Обратной связи, в части удобства работы, не поступало. Есть подробнейшая инструкция.
Вопрос: нет мотивации, эта проблема организации процесса непосредственным руководством?
Ответ: ИМХО, да.
Вторая по важности проблема: бизнес-процессы.
Пример. Пересменка раз в сутки, и на пересменку необходимо время. Диспетчера новые, карщики новые. Переключить задания и.т.п.
Вариант или останавливать линию, или выстроить процесс так четко, что на это будет уходить время, максимум 5 – 10 минут.
Итог: все друг на друга смотрят, перепираются, а проблема остается. Это Россия. Да забыл еще и ругаются. (В итоге каждый ответственность снял с себя: я не виноват это он и так по цепочке)
Итог как следствие: пускают розлив, без сканирования и в учетной системе по факту раскидывают по дорожкам.
Итог как следствие от следствия: ошибки …
Привел точечный пример одной ситуации.
Закончу статью на оптимистичной ноте.
Проблемы есть, мы про них знаем, боремся. Все решаемо. Необходимо время.
Спасибо за внимание, постарался описать кратко, чтобы не загромождать статью.
З.Ы. и последним пунктом "скрин" содержания тех. задания. По нему понятно, какие бизнес процессы автоматизировались.