Фаза пресейла: насколько глубоко нужно погружаться в бизнес-домен?

25.03.24

Бизнес-анализ - Анализ предметной области

В статье объясним значение погружения в бизнес-домен, расскажем о возможных проблемах и ограничениях, а также путях поиска информации о бизнес-домене.

Сперва стоит объяснить, почему фаза предпродажной подготовки очень важна. Приведу пример из личного опыта: около трёх лет назад я пришла на должность руководителя проектов в одну из компаний. Все было хорошо до того момента, пока я не узнала, что мой предшественник был завязан на KPI по сбору денег. Когда он узнал, что будет увольняться, продал клиентам внедрений по сумме ниже себестоимости ради получения хорошего выходного бонуса.

Автоматизация мебельного цеха за 50 тысяч рублей. Как вам такое? Таких проектов было не два и не три – мне пришлось столкнуться с большим количеством раздражённых клиентов.

 

 

Ко мне перешли пять проектов, законтрактованных настолько, что ни один юрист нас не вытащит оттуда без штрафа. Меня об этом не предупредили, но раздраженные клиенты звонили мне. Представьте, что с проектом в течение нескольких месяцев не происходило ничего, но клиентам обещают: сейчас придет новый сотрудник, с которой можно будет связаться лично, она вам поможет. Сами понимаете, такие звонки не всегда были цензурными.

Как сделать так, чтобы такого не происходило? Но сначала вопрос к вам: поднимите руку те, кто работает не только с типовыми внедрениями, но и с чем-то индивидуальным. А теперь поднимите левую руку те, кто всегда уверен, насколько детально нужно прорабатывать ТЗ и погружаться в базу изучения бизнес-проекта для нестандартного клиента.

А теперь те, кто поднял обе руки, поаплодируйте себе. Чувствуете, как мало аплодисментов?

 

Фаза предпродажной подготовки

 

Что такое фаза пресейла? Посмотрим с рефлексивной позиции, когда у нас есть предмет, объект и субъект.

Предмет нашего исследования – пресейл. Фаза пресейла включает в себя:

  • изучение бизнес-домена клиента и его потребностей;

  • разработку решения проектной командой;

  • презентацию решения клиенту;

  • переговоры и заключение сделки.

Объекты исследования – кто занимается предпродажной подготовкой?

  • пресейл-менеджеры;

  • бизнес-аналитик, который погружается в бизнес-домен;

  • технические специалисты/архитекторы, которые отвечают за техстек и технические детали;

  • менеджеры продукта/проекта (опционально);

  • юристы, которые делают так, чтобы вы потом не могли соскочить с проекта, который продал ваш предшественник.

Если говорить про само решение в целом, каким оно может быть?

Во-первых, это ключевая функциональность – что должно присутствовать в решении. Во-вторых, мы описываем некоторую архитектуру и технологический стек. В-третьих, необходимо продумать загрузку команды и нарисовать дорожную карту проекта, чтобы понимать сроки и стоимость. В-четвёртых, обозначить результаты и границы проекта, чтобы в какой-то момент мы могли остановиться.

 

 

Первая фаза: значение погружения в бизнес-домен

 

Погружение в бизнес-домен – процесс, в ходе которого команда пресейла изучает и понимает ключевые аспекты деятельности клиента: что он делает в этом бизнесе, и чем мы можем ему помочь Что это даёт?

 

 

  1. Лучшее предложение

С одной стороны, мы можем максимально качественно адаптировать продукт/услугу для удовлетворения потребностей клиента. С другой – предложить ему индивидуальное решение и уникальные стратегии, которые не предложит больше никто. Например, общепит: даже если вы видели пять одинаковых общепитов в жизни, шестой всегда будет отличаться. Поэтому, говоря о типовом решении для каких-то сфер, в этой фазе останавливаться нельзя.

 

 

  1. Формирование доверия

Человек всегда любит рассказывать о себе, а владелец бизнеса любит, чтобы его спрашивали. Мы приходим к клиенту и искренне пытаемся понять, какие специфические требования у него есть. Что в результате?

  1. Растёт уверенность клиента в том, что он получит именно то, что нужно.

  2. Формируется основа для долгосрочных и взаимовыгодных отношений.

 

 

3) Предсказуемость результата

У нас будет меньше шансов накосячить в коммерческом предложении со сроками или деньгами. Предсказуемость результата позволяет снизить риски, дать обоснованность планированию, спрогнозировать проблемы и предложить наиболее удачные решения.

 

Ограничения и баланс

 

Так давайте погружаться в бизнес-домен на первом этапе, пока клиент только приходит? Но мы живем не в идеальном мире, поэтому у нас всегда есть ограничители – деньги и время. О чём здесь идёт речь?

  • Рабочее время сотрудника, которое он может потратить на проект;

  • Фонд оплаты труда и его трата на неподтверждённые сделки;

  • Снижение скорости принятия решения из-за затянутого по срокам коммерческого предложения. Представляете, мы погрузились в домен, за несколько дней или часов сделали КП. или неделями пытались понять, чем занимается клиент;

  • Перегрузка команды информацией и смещение фокуса с ключевых задач и целей. Мы можем потерять концентрацию на ключевой проблеме.

 

Где баланс?

 

С одной стороны, команда должна понимать ключевые аспекты бизнеса клиента, его основные проблемы и потребности. А с другой – она не должна уходить в чрезмерные детали и тратить много времени на КП.

 

 

Как найти баланс и сделать так, чтобы клиент остался? Одно из мнений – эмпатия в его сторону и человеческое комфортное общение, а при предпродажном исследовании – сохранение команды на текущих проектах и их привлечение только в сложных ситуациях.

Прежде всего, давайте разделим этап discovery и пресейла. Discovery – этап исследования, который включается после подписания контракта – это глубинное исследование, за которое бизнес-аналитики в том числе получают деньги. И этап предпродажной подготовки – пресейла. Мы идем в разработку только после получения четкого ТЗ: если приходит сложный бизнес, нам нужно понять уровень процессной деятельности, понять, насколько цифровизированы процессы. И только потом заходят технические аналитики. Это происходит после подписания контракта.

Сейчас я говорю о том, что происходит до этого. Что происходит на этапе пресейла, когда с одной стороны – нам нужно показать, что мы классные, что мы сделаем клиенту то, что нужно. А с другой стороны – не потратить на это слишком много ресурсов.

 

 

Чтобы найти баланс, нужно использовать технический и стратегический подходы: фокусироваться на важных аспектах, управлении временем и ресурсами сотрудников. То есть погружаться в основные моменты деятельности компании, которые влияют на ваши продукты/услуги и успех их внедрения.

 

На что обращать внимание в поисках баланса

 

Посмотрите на бизнес-модели вашего клиента, как именно он зарабатывает деньги – это самый ключевой вопрос.

 

 

Как устроены продукты и услуги клиента? Понимание того, как ваше предложение впишется его бизнес-модель и того, как создать максимальную ценность для клиента, даст дополнительные бонусы.

 

 

Анализ рынка и конкурентов позволит понять не только уникальные возможности, но и вызовы, с которыми столкнется потенциальный клиент.

 

 

Понимание целевой аудитории – внутренней или внешней – даст возможность оценить, какая нужна функциональность и какой должен быть пользовательский опыт, чтобы ваше решение помогло клиенту.

 

 

Просто прийти и предложить какой-либо продукт – это одно, а сделать так, чтобы он приносил деньги – другое. Поэтому важно учитывать корпоративную культуру и организационную структуру – это позволит понять, как будет внедряться решение, и оценить возможные препятствия внутри коллектива.

 

Пути поиска информации о бизнес-домене

 

Существует четыре пункта, которые помогут нам узнать больше о бизнес-домене клиента:

  • Открытые данные,

  • Беседы с профильными экспертами в отрасли,

  • Анализ отраслевых отчетов и исследований,

  • Анализ типовой архитектуры для компаний из этой сферы.

Информацию о бизнес-домене можно найти в открытых данных компании, например, регламентах, декларациях, отчётах и т. д. Важно смотреть не только на то, что описано в этих документах, но и на то, как и где они хранятся, и в каком виде. Это позволит понять пути внедрения продукта.

Помимо этого, не стоит отказываться от бесед с профильными экспертами в отрасли. Иногда такой разговор может подсказать лучшее решение для клиента, до которого команда ещё не дошла.

Анализ отраслевых отчётов и исследований позволит понять ситуацию на рынке, а анализ референтной архитектуры будет отличной шпаргалкой – он даст возможность оценить то, что уже сделано.

Нет однозначного ответа на то, насколько погружаться в бизнес-домен, насколько глубоко заходить в фазу пресейла и как много ресурсов на это тратить. Но отсутствие фазы пресейла сведёт на нет все шансы на продажу.

 

***************

Статья написана по итогам доклада, прочитанного на конференции Анализ & Управление в ИТ-проектах.

 

30 мая - 1 июня 2024 года состоится конференция Анализ & Управление в ИТ-проектах, на которой прозвучит 130+ докладов.

Темы конференции:

  • Программная инженерия.
  • Инструментарий аналитика.
  • Решения 1С: архитектура, учет и кейсы автоматизации на 1С.
  • Управление проектом.
  • Управление продуктом.
  • Soft skills, управление командой проекта.

Конференция для аналитиков и руководителей проектов, а также других специалистов из мира 1С, которые занимаются системным и бизнес-анализом, работают с требованиями, управляют проектами и продуктами!

Подробнее о конференции.

 


См. также

Радио "Аналитик", 17 выпуск 2 сезона. Про модель Кеневин с Андреем Путиным

Лидерство Личная эффективность Agile Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет модель Кеневин, чем и в каких ситуациях она может быть полезна тем, кто работает в сфере ИТ и не только.

19.04.2024    376    0    Radio_Analyst    0    

5

Исследование потребностей пользователей в заказной разработке

Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Расскажем о Customer Development (CustDev) в заказной разработке, методиках исследования и проверке гипотез при создании MVP. Восстановим справедливость в отношении CustDev: рассмотрим, что это такое, и поделимся практикой применения.

18.04.2024    364    0    tachenkov    0    

3

Разработка методологии в финансовых проектах на 1С: как построить взаимодействие команд и снизить риски

Анализ предметной области Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Платформа 1С v8.3 1С:Управление холдингом Россия Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет Бесплатно (free)

Для сближения всех видов учета и в целом финансовых проектов крайне важна методологическая разработка. В статье расскажем про опыт участия в проектах внедрения «1С:Управление холдингом» департамента 1С ГК «КОРУС Консалтинг». Разберем конфигурации взаимодействия команд, неудачные кейсы и поделимся чек-листами, которые помогают нам снизить риски на этапе разработки методологии.

07.02.2024    415    0    1C_Community    0    

0

Как внедрить 1С:ERP за 2 года и не сойти с ума

Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Внедрение изменений Бесплатно (free)

Для руководителей подразделений новые проекты вызывают желание получить максимальный эффект от реализации идей, а также опасения, верно ли выбран ориентир нововведений. О том, как справиться с трудностями, дойти до цели и внедрить 1С:ERP на производственном предприятии, ежедневно выпускающем десятки тысяч единиц готовой продукции, расскажем в статье.

30.01.2024    7254    0    user1578851    16    

17

Зачем нужны аналитики на проектах автоматизации

Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Исторически сложилось так, что аналитик 1С многими воспринимается как вечный падаван, который обеспечивает разработчиков информацией, а пользователей – инструкциями. Не согласимся с таким подходом и на примере реального кейса покажем, почему именно аналитик должен стать лидером проекта автоматизации.

18.01.2024    1711    0    user1754524    19    

12

Радио "Аналитик", 7 выпуск 2 сезона. Про работу аналитика с бизнесом и повышение бизнес-компетенций с Константином Семёновым

Анализ предметной области Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений

В седьмом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ поговорили о том, что такое бизнес-компетенции, для чего они нужны аналитику, к чему может привести их отсутствие и как их развивать.

28.11.2023    485    0    Radio_Analyst    0    

2

Радио "Аналитик", 4 выпуск 2 сезона. Про решение проблем с Анастасией Московкиной

Анализ потребностей и поиск решений

В четвертом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ поговорили, как анализировать и приоритизировать проблемы, как работать с неопределенностью и решениями, которые приняли без нас.

17.10.2023    372    0    Radio_Analyst    0    

2

Как быстро изучить новую предметную область и провести предпроектное обследование

Анализ предметной области Бесплатно (free)

Знание предметной области – важная составляющая работы аналитика. Часто именно понимание аналитиком хитросплетений бизнеса позволяет найти эффективное решение. Но на изучение новой (сложной) области может понадобиться несколько месяцев, а проекты и заказчики ждать не будут. Речь в статье пойдет о том, как быстро изучить новую предметную область через концептуальную модель бизнес-анализа и прожекторное видение исследуемой области.

27.09.2023    1612    0    user1669221    2    

6
Оставьте свое сообщение