Во-первых, у вашего начальника полно своих проблем: чем загрузить людей, как обеспечить отношения в коллективе, как отчитаться перед вышестоящим руководством и т.д. Времени на отслеживание личных успехов каждого сотрудника, вот прям абсолютно каждого, у него нет. Максимум, новичков отслеживать. Большинство начальников стали руководителями по воле случая (чаще по старшинству, реже по опыту) и не имеют навыков управления персоналом. Как правило такие руководители продолжают выполнение прежних функций, только ещё и с дополнительной нагрузкой. Не мудрено, что такой руководитель не занимается мотивацией и зарплатой подчиненного, пока тот о себе не напомнит.
Во-вторых, посмотрите на ситуацию глазами руководителя. Если вы работаете и не просите, значит либо все и так устраивает, либо вы где-то недорабатываете/мутите/левачите и поэтому стесняйтесь просить повышения.
В-третьих, вы должны подходить к вопросу повышения зарплаты не с позиции “страдальца”, которого надо отблагодарить за его “непомерный” вклад, а с позиции партнера, который приносит доход своему работодателю.
Худший способ — это требовать повышения зарплаты опираясь на причины не отражающие в выгоду для работодателя. Вот примеры плохих причин:
— Я перегружен работой.
— Может ты просто медлительный?
— Я уже давно работаю.
— А стал ли ты от этого более продуктивен? Или надо платить тупо за срок? По такой логике у дворника, проработавшего на предприятии 30 лет должна быть самая большая зарплата?
— Мне не хватает на жизнь. (Слезы/Угрозы)
— Я не стану компенсировать твое неумение распоряжаться деньгами. Надо больше денег, становись более продуктивен!
— У меня появилось специальное/высшее образование.
— А как ты это применил в своей работе? Увеличил производительность? Уменьшил количество ошибок?
— В другой конторе больше платят.
— А условия работы и загрузка там такие же? Ну тогда двери открыты, вперед.
— Коллеге больше платят. Чем я хуже?
— Зарплата других сотрудников конфиденциальна, её разглашение запрещено. Откуда у тебя доступ к этой информации?
Прибавка в 5 000 в месяц превращается в 101 000 рублей ежегодных затрат для работодателя.
Представьте, вы получаете 20 000 рублей и хотите повышения до 25 000. Казалось бы 5 000 это же немного. Цена одного колеса для машины или пары зимних сапог.
А теперь взгляните на это с позиции работодателя. 5 000 Х 12 = 60 000 в год. Плюсом к этому еще 13% НДФЛ, 15% уральский коэффициент или иные региональные надбавки, 30% соцстрах. И вот ваши 5 000 в месяц уже превратились в 101 000 рублей в год.
Надо понимать, что работодатель смотрит на сотрудника, как на инструмент, который приносит ему деньги. Кто-то приносит деньги в прямом виде (продажники), кто-то косвенно (производственники, закупщики), кто-то просто уменьшает расходы (экономисты, бухгалтера, охрана труда, кадры и т.д.) за счет экономии, предотвращения штрафов или воровства и т.д., чем тоже приносит деньги.
Какую выгоду / доход работодателю приносит ваш труд?
Попытайтесь понять, какой именно доход приносит ваш труд. Уверяю, этот доход явно больше затрат на вашу зарплату. Иначе вас бы уже уволили из-за нерентабельности. Никто не станет держать продажника за 20 000 в месяц, продающего на 40 000 в месяц потому что он не покроет даже затрат на свое содержание: зарплату (20 000 рублей + 13% НДФЛ + 30% ФСС и ПФР + рег. надбавки = 33 790 рублей), электричество, тепло, технику, мебель, интернет, охрану и т.д. (~7 000 рублей). И это не считая расходов на труд руководства, рекламу и развитие.
А теперь подумайте, будет ли оправдан доход работодателя после вашей прибавки? Или она сведет на нет вашу ценность? Как только вы это поймете, так сможете предложить то, что заинтересует работодателя. Что дешевле руководителю? Нанять нового сотрудника на ту же зарплату и оплатить разовое обучение за 50 000 рублей или оставить вас и увеличить расход на 100 000 ежегодно?
Пример №1:
Вы кладовщик. Учет ведете в 1С. На подотчетных вам складах хранятся запасы на сумму ~10 000 000 рублей. Раз в год вы делаете инвентаризацию и обнаруживаете недостачу на ~5%, что составляет 500 000 рублей потерь для предприятия. Вы решаете изменить ситуацию. Начинаете делать ежеквартально делать полную инвентаризацию + ежемесячно оперативную по 10-15 позициям номенклатуры. Попутно вы подписываете полки, наводите на них порядок, а так же вносите в 1С информацию о полках, на которых лежит та или иная номенклатура.
В итоге за счёт того, что инвентаризация проходит регулярно удается “найти концы” в случае выявляемых “потерь” и либо найти виновников и списать на них, либо корректно отразить перемещения.
Таким образом общая сумма потерь потерь за год уменьшается с 5% до 3%, что даёт работодателю 200 000 рублей сохраненных средств.
Теперь идём к руководителю с таким предложением:
Проделанные работы: Внедрена система оперативного контроля (ежемесячный и ежеквартальный), что позволило сократить потери. Упрощен поиск номенклатуры на складе за счет подписей полок и соответствующих пометок в 1С, что упрощает взаимозаменяемость кладовщиков.
Выгода для предприятия: Экономия 200 000 рублей ежегодно, снижение затрат на обучение новых кладовщиков.
Затраты: Повышение зарплаты на 5 000 рублей для компенсации увеличившегося объёма работ кладовщика на 35 часов ежеквартально. Годовая сумма с учетом НДФЛ и налогов ФСС и ПФР — 101 000 рублей.
Ежегодный экономический эффект для предприятия: 200 000 – 101 000 = 99 000 рублей.
Вывод повышение заработной платы оправдано.
Пример №2:
Вы секретарь. Обрабатываете почту и оргдокументацию, заказываете канцелярку. Своей работой вы экономите более дорогостоящее время руководителя, а так же предотвращаете риски неисполнения важных дел. Поток документации постоянно увеличивается и вы подумываете о необходимости в помощнике. Но даже самый низкооплачиваемый помощник с зарплатой в 10 000 рублей ежемесячно обойдётся предприятию в 202 000 рублей ежегодно. Вы решаете оптимизировать свой труд и вместо помощника попросить прибавки. Вы предлагаете руководителю приобрести систему электронного документооборота и устанавливаете её. Далее вы подготавливаете приказ о подготовке и рассмотрении всей внутренней документации (приказы, служебные записки, протоколы совещаний, договоры и пр.) в системе электронного документооборота. Тем самым вы перекладываете с себя часть работ по движению и согласованию документации, устраняете необходимость подписания бумажных документов и постоянной толкотни у руководителя, а главное получаете отчёты и оповещения об истекающих задачах.
Отсутствие необходимости регистрировать бумажные документы, перепечатывать их и согласовывать у сотрудников, бегая по предприятию, снимает с вас часть нагрузки, из-за которой требовался помощник.
Теперь идём к руководителю с таким предложением:
Проделанные работы: Внедрена система электронного документооборота.
Выгода для предприятия: Стала прозрачна процедура подготовки, корректировки и утверждения документации, согласования входящей почты. Ускорилось согласование документов. Появилась возможность согласования документов даже в командировках. Устранены “потери” документов. Повысилась исполнительская дисциплина сотрудников и руководителей. Упростился поиск документов в архивах. Устранена необходимость в найме помощника секретаря по делопроизводству 202 000 рублей ежегодно.
Затраты: Затраты на покупку и внедрение программы 250 000 рублей (нематериальный актив амортизируемый 5 лет по 50 000 рублей ежегодно). Повышение зарплаты на 5 000 рублей для компенсации новых функций по контролю электронного документооборота. Годовая сумма с учетом НДФЛ и налогов ФСС и ПФР — 101 000 рублей.
Ежегодный экономический эффект для предприятия: 202 000 – (101 000 + 50 000) = 51 000 рублей.
Вывод повышение заработной платы оправдано.