Реорганизация компании путем присоединения в 1С: как устроить себе развлечения в первые рабочие дни Нового года

16.07.24

Бизнес-анализ - Внедрение изменений

Зимой 2024 года в нашей компании произошла реорганизация: раньше в группу входили два юрлица, одно решили закрыть и всех работников перевести в другое с сохранением всех должностей, окладов и прочей бухгалтерии. Рассказываем, как мы это сделали. 

Подготовка

Датой слияния назначено 1 января. Забегая вперёд, скажем, что это не совсем удачная дата, но пока не об этом. Подготовку мы начали в середине ноября — полтора месяца достаточный срок для планирования и обкатки гипотез. Сначала был сбор информации и кейсов по этому вопросу, а также консультация непосредственно с 1С. 

Для удобства давайте договоримся, что компанию, которую присоединяют и закрывают, мы назовём «А», а ту, к которой присоединяют, назовём «Б».

Поскольку мы IT-компания, у нас было преимущество: нет товаров, а значит, нет и остатков по складам. Есть только сотрудники, которых нужно перевести. Но и здесь нужно соблюсти все процедуры: обеспечить безошибочный перенос всех данных по персоналу, их НДФЛ, отпускам и т.п.

Из сложностей можно выделить то, что «А» работает на упрощённой системе налогообложения (УСН), а «Б» — на общей (ОСНО). Предполагается, что при переносе в новую компанию нужно добавить остатки по налоговому вычету, но в базе 1С старой компании просто нет такой статьи.

Процесс присоединения был строго согласован с юридическим департаментом. К моменту закрытия компании в ней не должно остаться никаких обязательств перед сотрудниками или подрядчиками.

 

Моделирование

Поскольку в проектном опыте обычно встречаются кейсы переезда с другой программы в 1С или наоборот, нам предстояло самим разработать модель переезда с 1С на 1С. С оговорками, которые мы представили выше. 

В команде переноса было 5 ключевых участников:

  • финансовый директор;
  • руководитель проекта;
  • консультант по ЗУП;
  • консультант внутреннего проекта;
  • программист.

На разных этапах мы привлекали ещё бухгалтера по зарплате, главного бухгалтера, кадровиков и т.д. Это наши ключевые пользователи, поэтому нам было важно их мнение.

Для начала мы создали копию нашей базы и стали тестировать разные гипотезы. В итоге пришли к такому алгоритму:

  1. Перевести юрлицо «А» в обособленное подразделение. Раньше это была независимая система, теперь она входит в большую систему 1С компании «Б».
  2. Все сотрудники компании «А» становятся сотрудниками головной организации.
  3. Поменять головную организацию в регистрах, привести документы в соответствие.

Напомним даты: 

  • 31 декабря 2023 года — все сотрудники числятся в компании «А».
  • 1 января 2024 — все сотрудники должны уже быть в компании «Б».

Но мы не можем простым «вжухом» перевести десятки сотрудников, с каждым из которых заключён договор и есть куча справок вроде НДФЛ, отпускных и расчёта больничных. Поэтому заранее наши программисты писали обработку, которая помогла бы в один клик:

  • скопировать лицевые счета;
  • создать необходимые кадровые документы по БП-2;
  • обработать печатные формы (соглашения о переходе, подписанные с работниками);
  • скопировать все строки базы данных по сотрудникам.

 

Момент настал

Ещё в декабре необходимо было рассчитаться со всеми и организовать переход сотрудников.

Юридически к вечеру 31 декабря в компании «А» числился только директор. 

В первых числах Нового года мы провели все нужные операции, и 9 января (первый рабочий день 2024 года) все сотрудники уже числились в компании «Б». Но очень быстро оказалось, что у нас слетели некоторые записи по 2-НДФЛ. Это связано с тем, что часть сотрудников сначала имели трудовой договор в организации «Б», затем перешли в «А», а после реорганизации снова оказались в «Б».

Пришлось откатываться до предыдущей версии, срочно привлекать консультанта по ЗУП, который нашёл нужные строки. Это были всего несколько записей, поэтому их было проще поменять вручную, чем писать новый скрипт. 

Когда всё поменяли, мы снова прошли этап моделирования, а затем переход. На это ушло чуть меньше месяца. Параллельно решили точечные вопросы с начислениями резервов по отпускам. 

Может показаться, что всё прошло подозрительно сладко да гладко, но, конечно же нет. Расскажем немного и о факапах.

Переход происходил 1 января, но потом примерно 2 недели юрлицо «А» ещё существовало. И один из клиентов осуществил возврат денежных средств. Это отразили в новой компании «Б», из-за чего произошло задвоение оборота. А предполагалось, что в «А» не будет вообще никаких бухгалтерских передвижений. Но получилось, как получилось, поэтому бухгалтер для сдачи квартальной отчётности убирал «А» из статуса структурного подразделения «Б», готовил документы, и возвращал обратно. Эту операцию придётся повторить в конце 2024 года при сдаче годовой отчётности. Юридически всё чисто, но теперь нам нужно до конца года иметь в виду этот вопрос. 

И ещё один нюанс, обусловленный датой перехода: в 2023 году использовался старый вариант резервов по отпускам, а в с начала 2024 — новый. Поэтому пришлось писать особую обработку, чтобы сотрудников не только перевести в другую организацию, но и обеспечить переход к новой системе резервов отпусков. 

 

Уроки, которые мы извлекли

  • Дата имеет важное значение. Только из-за даты 1 января у нас произошло две нештатные ситуации, потому что именно с этого числа часто вступают в силу новые правила законодательства и начинаются новые периоды бухучёта. У нас выбор даты был обусловлен организационными вопросами и мы работали в таких обстоятельствах.
  • Полтора месяца — достаточный, но весьма сжатый срок, чтобы провести такое мероприятие, как слияние двух юридических лиц. Поэтому всегда лучше иметь запас времени. 
  • В первую очередь нужно выделить ключевых пользователей и держать с ними связь. В нашем случае это была бухгалтерия и HR-департамент — мы привлекали их на каждом этапе от сбора информации до окончательной интеграции.
  • Внимательное тестирование — золотое правило в IT, особенно, в вопросах, касающихся управления командой. 

См. также

Архитектура решений Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Самым подходящим инструментом для описания архитектуры системы на платформе 1С является продукт СППР – он привязан к метаданным 1С и допускает доработки под потребности конкретной команды разработки. Расскажем об информационных кризисах, которые использование СППР на проекте позволяет решить, а также о доработках, необходимых для повышения эффективности инструмента и превращения базы данных в полноценную базу знаний.

27.01.2025    821    0    jf2000    0    

3

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Одна из самых распространенных задач в автоматизации управления – это реклассификация учетных данных для формирования консолидированной отчетности группы компаний. Типовые процессы подготовки таких отчетов сложны с методической точки зрения и требуют сложного процесса управления изменениями. Расскажем о том, как эту ситуацию могут изменить инструменты с функциями контролируемого определения алгоритмов преобразования данных.

24.01.2025    418    0    dabu-dabu    0    

6

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Бесплатно (free)

Я расскажу историю внедрения конфигурации 1С: Комплексная автоматизация 2.5, в котором я принимал участие. Оценю подходы и решения на каждом этапе внедрения, рассматривая, что было успешным, а что не очень, и где можно было бы действовать иначе. Обсудим, как выбирать учетную систему, какую команду лучше сформировать для внедрения, как координировать её работу, а также ориентировочные расходы на внедрение. Попробуем ответить на эти ключевые вопросы.

20.01.2025    592    0    anton99    1    

3

Внедрение изменений Бухгалтер Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Бесплатно (free)

При переходе компании с устаревших решений, таких как 1С:УПП, важно определиться, где будет вестись бухгалтерский учет – в 1С:ERP или в 1С:Бухгалтерии. Расскажем об особенностях и принципиальных различиях ведения регламентированного учета в 1С:ERP и 1С:БП – на что нужно обратить внимание при обследовании, какие вопросы задать клиенту, чтобы в конечном итоге сделать правильный выбор в пользу одной или другой программы.

17.01.2025    1658    0    user1455139    6    

18

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Когда через несколько лет внедрения 1С:ERP в качестве консолидирующей системы учета оказалось, что для работы 24/7 ее функциональность избыточна и сложна, нужна методика и инструменты для извлечения нужной функциональности в отдельные решения. Расскажем о том, как «распилить» монолит, контролируя качество получившихся решений с помощью набора собственных инструментов.

09.01.2025    4567    0    mitia.mackarevich    8    

18

Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

Внедрение системы 1С – это сложный и многоступенчатый процесс, требующий тщательной подготовки и внимательного подхода. Ниже представлены распространенные ошибки, которые могут стать препятствием на пути к успешной автоматизации бизнес-процессов.

09.12.2024    614    0    user2104293    0    

1

Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

В основном мы встречаем бравурные отчеты о внедрении, трудности описываются реже. Может, будет полезно для оценки, с чем можно столкнуться. Пояснение: не является критикой или жалобами на людей, с которыми пришлось работать, со всеми были установлены хорошие деловые отношения, не подвергается сомнению их профессионализм, просто описывается внедрение как есть. Более того, сотрудники франчайзи, оказались лучше чем все с кем приходилось общаться за последние годы, и их работа не нуждалась в переделывании, как было раньше.

04.12.2024    1457    0    bolikov    34    

8

Сопровождение Внедрение изменений Коммуникации Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Давайте честно – пользователи не любят перемены. Особенно когда это касается учетных систем. В этих условиях для сохранения своей и пользовательской нервной системы важно выстроить грамотную линию поддержки: не только технической, но и психологической. Расскажем о попытках сгладить всесторонней поддержкой неизбежное раздражение пользователей в период перехода «Самоката» с Directum RX на 1С:ДО.

03.12.2024    511    0    user1852187    0    

3
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. roman72 395 17.07.24 13:02 Сейчас в теме
Вам такой грубый формат перехода будет аукаться много лет постоянно вылезающими косяками и неувязками.

Из описания видно, что реализован "программистский" подход к реорганизации слиянием юрлица А в юрлицо Б.
А должен был быть применён правильный "мягкий юридический" подход к переносу, а потом уже на его основе "программистские" решения.
Юридический подход - это больше про увольнение-приём в новую организацию.
Тут не предполагается силовой пробой регистров и баз начисления.

Выглядит будто всё можно было сделать нормально, но тут кого-то чёрт дёрнул привлечь к делу пагромиста....
strannik73; +1 Ответить
2. фокусник 25 14.08.24 16:02 Сейчас в теме
По тексту путаница в терминах. Есть слияние организаций, есть присоединение. Есть просто увольнение и прием на работу. Или у вас все-таки перевод был? Если присоединение, то тогда с договорами ничего делать не нужно было.

В случае увольнения-приема тестирование нужно было проводить на одном подразделении, или хотя бы нескольких сотрудниках с разной системой оплаты, кадровыми переводами и прочими ключевыми различиями с 1 декабря. И вы бы на нескольких человечках все это отладили к новому году.

Аукаться будет однозначно.
Мне кажется лучше запросы в СФР по среднему заработку сотрудника в таком случае было сформировать.

А приемы на работу руками делали, или автоматизировали ввод?

Судя по описанию задачи, проектная команда так и смогла донести до вас юридические нюансы операции.
По тексту задача звучит примерно так "Перенести всё по максимуму". Только что потом специалист по расчету ЗП с этим будет делать? Ей все равно придется в каждом расчете отпуска все проверять и крыжить со старой базой. Ввод прежних данных при расчете отпуска не существенно увеличивает время на создание этого документа. Зато экономит кучу времени, когда полезут ошибки.
Оставьте свое сообщение