Я бизнес-психолог, много работаю с людьми и верю, что любые отношения можно наладить и восстановить. Я верю, что мы все добрые и достойные люди, и только вместе можем достичь общих целей. Единственное, что для этого нужно – это коммуникация или, простыми словами, общение.
Коммуникация – это создание атмосферы для достижения наших совместных целей и желаний.
Когда в жизни или на работе возникают сложности в отношениях, на решение задач уходит больше времени. Например, если вам нужно что-то спросить у коллеги, но отношения с ним не очень, вы откладываете общение, затягиваете с вопросом. А если отношения с человеком хорошие, вы не будете медлить ни секунды и сразу сделаете этот шаг.
С налаженными отношениями коммуникация идет быстрее – именно поэтому их так важно выстраивать и поддерживать.
Давайте обсудим принципы эффективного общения и нетворкинга, которые способствуют обмену знаниями и установлению новых связей.
Каналы коммуникации
В HR существует понятие «семь смертных грехов резюме»: коммуникабельность, активность, командная работа, целеустремленность, обучаемость, исполнительность и стрессоустойчивость. И я не встречала резюме, где упоминаются недостатки – об этом просто не пишут. А коммуникабельность упоминается довольно часто.
Но как вы считаете, коммуникабельный человек – это какой?
Коммуникабельный человек – это не только разговорчивый и общительный, способный преодолевать барьеры и находить общий язык. Это тот, кто умеет слушать и отвечать на вопросы, сочувствует и улавливает настроение собеседника. Более того, все, что связано с восприятием друг друга – поза, жесты, положение в пространстве – все это коммуникация.
Возможно, вы не обращали внимание, но читать мысли и узнавать, что люди делают на расстоянии, могут все. Например, вы всегда можете предсказать, чем занят близкий человек в тот момент, когда он вам звонит. Вы чувствуете его эмоции и настроение. Этот навык можно развивать, перекидывая его на других людей.
Проведем с вами экспресс-тест.
-
Ответьте на несколько вопросов, записывая первое, что приходит в голову. Итак, задаю вопросы: «Кошка какая?», «Дом какой?», «Машина какая?»
-
Посмотрите на свои ответы – они могут содержать визуальные, аудиальные или кинестетические признаки.
-
Визуальный тип на вопрос о кошке скажет «рыжая» или «черная». А про дом – что он большой.
-
Аудиальный тип про кошку скажет «мурчащая», про машину – «ревущая», дом – «тихий» и т.д.
-
Кинестетический тип про дом скажет «деревянный», а про кошку – «пушистая» и т.д.
-
Есть еще люди логического типа или дигиталы – они про кошку ответят, что это «Мурка». А про дом – «Дом Советов» и т.д.
-
Обратите внимание, какие слова преобладают в ваших ответах. Это поможет вам определить свой ведущий канал восприятия.
Но в общении вам в первую очередь важно понимать, через какой канал воспринимает информацию собеседник. Чтобы вам при общении с коллегами или клиентами было проще определить, к какому типу они относятся, я составила специальную таблицу.
Принципы нетворкинга
На мероприятиях, таких как конференции Инфостарта, участники часто обмениваются контактами. Одни используют для этого визитки, другие – сканируют QR-коды в Telegram или сразу сохраняют новый номер в телефоне.
Но чтобы установить полезные связи, нужно больше, чем просто обменяться телефонами:
-
Старайтесь проявлять к собеседнику искренний интерес – он включается, когда у вас есть общие темы или совместный опыт.
-
Есть два простых способа продолжить общение – что-то попросить или что-то пообещать. Если вы что-то пообещаете, вам просто придется написать. Но реакция вашего собеседника будет гораздо позитивнее, если вы его о чем-то попросите. Тем самым подчеркиваете его важность и значимость для себя, показываете заинтересованность в дальнейшем общении.
-
Старайтесь всегда делать так, чтобы собеседнику было с вами хорошо. Например, когда мы вчера заселялись в гостиницу и пытались припарковать машину, оказалось, что на стоянке остались места только для инвалидов. Мы вежливо спросили, куда нам лучше перепарковаться, и в результате получили разрешение оставить машину там, где нам удобно. Проявление вежливости и внимания работает лучше, чем наглый подход.
-
Создайте человеку позитивный опыт – поговорите с ним, выясните что-то интересное о его жизни.
-
Постарайтесь написать в течение недели – например, спросите человека о его впечатлениях или как он доехал, как отдохнул.
Все это поможет вам вызвать доверие, любовь и уважение любого человека.
Small talk или values
При знакомстве мы обычно выбираем один из следующих форматов общения:
-
Small talk – разговор о чем-нибудь, на незначительные темы.
-
Values dialogue – диалог о ценностях.
Но для выстраивания отношений не всегда нужно говорить о серьезном – выбираем по ситуации:
-
Например, утром с малознакомым человеком лучше поговорить о погоде, чтобы установить контакт и учесть его состояние.
-
А вот к вечеру уже можно задать ему вопросы о том, что больше понравилось на конференции – какой доклад, какой докладчик, что он вынес для себя и что реально планирует применять. Это будет диалог о ценностях – о том, что нравится.
-
А еще лучше – находить с людьми общие темы за рамками конференции, обсудить события из жизни.
Создание доверия
У Джека Шафера есть книга «Включаем обаяние по методике спецслужб» про выстраивание доверительных отношений и умению влиять на людей. Это был один из тех редких случаев, когда я решила сделать из книги конспект. Я много читаю, но желание выписать ценные мысли возникает редко. Здесь оно возникло.
В книге упоминается, что если вы хотите быть в доверии с человеком, нужно просто чаще попадаться ему на глаза. В условиях удаленной работы это можно реализовать простым напоминанием о себе в мессенджере: пишите «привет» просто так, без повода.
Что еще помогает укреплять отношения:
-
Внешняя привлекательность. Наблюдения доказывают, что красивые люди – умные, а умные люди – красивые. Это объясняется тем, что умные люди следят за собой, и это делает их красивее. Они знают, что на красивых обращают внимание – им приходится соответствовать.
-
Юмор. Старайтесь быть немного юморным, быть в теме и быть в тему. Не будьте в юморе крайне развязными или крайне скучными – ищите золотую середину.
-
Регулярное общение и общность интересов – я об этом уже сказала.
-
Самооценка. Человеку, уверенному в своей ценности, проще быть коммуникабельным. Это связано с его внутренней самооценкой: чем она выше, тем проще общаться и занимать высокие позиции. Чтобы повысить самооценку, начните хвалить себя. Ведите дневник достижений: в конце дня или недели записывайте то, за что можете себя похвалить. И делайте это регулярно – тогда самооценка будет потихоньку расти.
Мониторинг настроения
Иногда мы, сами того не замечая, можем отталкивать людей чрезмерной внимательностью или слишком быстрой реакцией – чтобы понимать настроение собеседника, стоит улавливать сигналы враждебности.
В книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» объясняется, как формируется уверенность у детей. Когда ребенок только начинает ходить, он не уходит далеко от родителей и, подходя к другим, всегда проверяет реакцию матери: если она улыбается – значит, можно продолжать, а если напряжена – лучше отступить.
Подобный принцип работает и во взаимодействиях между взрослыми. Не забывайте о социальной дистанции. Некоторые люди охотно обнимают, но есть и те, кто предпочитает держать расстояние. Важно чувствовать это настроение.
Мы сейчас много говорили о том, что общение включает в себя визуальные, звуковые и кинестетические контакты. Но в условиях удаленной работы всего этого недостает. Поэтому для поддержания контакта на удаленке не забывайте о простых жестах:
-
приветствуйте друг друга по утрам;
-
ставьте сердечки и смайлики;
-
включайте камеры во время совещаний;
-
отправляйте друг другу мемы;
-
еще люди ценят воспоминания – поделитесь старой фотографией, это отлично работает!
Помните: люди вас не забывают, они просто забывают вас вспоминать. Поэтому привлекайте к себе внимание, не теряйтесь.
Секреты крутой письменной коммуникации
Повторюсь: вы точно можете читать мысли людей – о чем они думают, о чем хотят сказать, и о чем не говорят.
Я даже в удаленной работе могу предсказать увольнение человека за три месяца до того, как оно произойдет. Когда у человека в жизни что-то меняется – это очевидно. Это можно проговаривать, но человек все равно уйдет.
Все очень просто. Есть позитивные слова, которые создают положительное восприятие – вы их читаете и понимаете, что у человека все хорошо (на слайде – просто список случайных позитивных слов из интернета).
И есть негативные слова, читая которые, вы понимаете, что у человека что-то не так.
В письменной коммуникации есть несколько индикаторов смыслов:
-
Слова, показывающие эмоции. Например, вы знаете, что обычно человек пишет добрые, хорошие и веселые сообщения. А когда вы видите от него слова, которые характеризуют усталость и раздражение, это заметно выделяется на фоне обычного стиля общения. Это легко распознать.
-
Знаки – запятые, восклицательные знаки, скобочки, смайлики. Их избыток тоже отражает эмоциональное состояние человека.
-
Слова мотивации. Если вы – руководитель, то во время общения с сотрудником легко распознаете слова позитивной мотивации, показывающие, что сотрудник увлечен, задает вопросы, ему интересно, он не боится трудностей, хочет развиваться. А есть слова негативной мотивации, когда человек говорит: «достали», «принесло же», «я опять в завале» и т.д. Ловите слова негативной мотивации – они о том, что ваши люди устают. Чем больше этих слов, тем хуже.
-
Слова состояний. Важный признак – если человек всегда писал сообщения цельным текстом, а в какой-то момент начинает писать рваные фразы. В этом случае есть два варианта: либо человек просто под впечатлением какой-то веселой истории, и через смех пересказывает вам ее отрывки. Либо человек реально раздражен, и ему не хватает эмоций сдержаться – он отправляет вам кучу сообщений, которые можно было бы написать одним текстом. Конечно, может быть, что человек всегда такой гиперактивный – тогда у него мысли действительно всегда обрывочные. Поэтому обращайте внимание именно на изменения в этом показателе.
-
Время ответа. Бывает, что вы пишете сотруднику, и он отвечает быстро. Есть люди, которые в течение часа отвечают. А есть такие, которые в течение суток отвечают. По изменениям этого показателя тоже можно отследить внутреннее состояние человека.
Вы все знаете пирамиду Маслоу. Слова отражают потребности вашего собеседника – вы можете понять, на каком уровне он сейчас находится, и что ему сейчас от вас нужно:
-
поддержка (или помощь);
-
признание;
-
или безопасность (защита).
Важно помнить, что внимание и искренний интерес к миру начинаются с искреннего интереса к себе. Любите себя, и все у вас в жизни будет хорошо.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Анализ & Управление в ИТ-проектах.