В наиболее общем виде управление можно определить как действие, организующее и направляющее процессы.
Предыдущие статьи "на и около" данной темы:
- //infostart.ru/public/22173/
- //infostart.ru/public/22110/
- //infostart.ru/public/21422/ и //infostart.ru/public/21509/
- //infostart.ru/public/20395/ и //infostart.ru/public/20597/
- //infostart.ru/public/20942/ и http://worldcrisis.ru/crisis/620469?SORTD=-PUBLISHED
В XX в. сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики», см. приложение.
Предприятие – это физический ресурс.
Организация – это юридический, экономический и интеллектуальный ресурс.
Деятельность это сочетание Цели и Процесса.
Предприятие – занимается Процессом.
Организация – достижением Цели.
Производство – это Организация и Предприятие.
Производственная деятельность – это при помощи организованной деятельности достичь поставленной, запланированной цели.
Что такое производство с точки зрения Предприятия? Это соответствие плана и факта. Объединяет план и факт – анализ. Итак, управление это неразрывная цепочка план – факт - анализ.
Что такое производство с точки зрения Организации? Это пирамида. Где на верху субъект внизу объект. Объединяет верх и низ информация. Итак, управление это неразрывная цепочка субъект - объект - информация.
Система управления – Субъект управления, Объект управления, и связи между ними.
Субъект управления (Организация) – руководитель Организации начальники подразделений;
Объекты управления (Предприятие) - это предприятия, исполнители, средства производства, предметы труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал.
Методы управления - совокупность возможных воздействий Субъекта на Объект для достижения поставленных целей.
Принципы управления - правила, которыми руководствуются субъекты управления.
Управляющие воздействия - информация от субъекта к объекту.
Обратные связи — информация от объекта к субъекту
Любое нарушение информационного взаимообмена субъекта и объекта рано или поздно приведёт к потере управляемости. Система будет стремиться к «хаосу».
Все вышеизложенное является элементами управления предприятие и его предметом.
Автоматизация управления это не внедрение ИТ а создание циклического, само - корректирующего информационного процесса.
Процесс управления состоит из циклической последовательности следующих этапов:
- Учет, контроль;
- Анализ и оценка;
- Планирование;
- Постановка целей,
- Выделение ресурсов;
- Проверка выполнения и возврат к пункту 1.
Особо хочется остановиться на Учет и контроль.
Процессы фиксации первичной информации о хозяйственных операциях и группировки данных по аналитическим признакам, направлениям и периодам. Благодаря учету обеспечивается сохранность ценностей, и вместе с тем субъект управления имеет возможность получать информацию об имеющихся ресурсах. Именно учет создает возможность реального контроля над производством, за его результатами.
Таким образом, две функции управления — учет и контроль, с помощью которых поддерживается обратная связь между управляющей системой и управляемым объектом.
Эффективность любой системы управления во многом зависит от качества, своевременности и достоверности представленной информации. Информационная система организации состоит из различных подсистем, среди которых наибольший удельный вес занимает экономическая, использующая, в основном, информацию Учёта и Контроля.
Учет как учётная система организации состоит из оперативного, статистического, налогового и бухгалтерского учета. Каждый из них отличается составом отражаемых явлений, назначением и способами осуществления.
Оперативный учет представляет собой систему текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными операциями в ходе их непосредственного осуществления. Особенностью его является то, что он быстро дает сведения об отдельных хозяйственных фактах.
Статистический учет представляет собой систему изучения и контроля массовых социально-экономических явлений и процессов общественной жизни. Применяется этот вид учета во всем народном хозяйстве, в отдельных его отраслях, на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях.
Статистический учет осуществляет сбор, обработку, статистический анализ и своевременное представление руководящим органам необходимых данных в территориальном разрезе и по отраслям народного хозяйства.
Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки производственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Бухгалтерский учет характеризуется рядом особенностей, отличающих его от других видов учета. Он является сплошным и непрерывным. Это означает, что в нем отражаются все производимые хозяйственные операции в том порядке, в каком они совершаются.
Каждая бухгалтерская запись оформлена, подтверждена первичным документом. Это придает бухгалтерским данным доказательную силу и повышает их роль в контроле за сохранностью имущества хозяйствующих субъектов.
На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации.
Основная экономическая цель организации - это получение прибыли.
Что такое Прибыль?
Прибыль = Выручка – Издержки
Выручка – это всё что смогли получить от продажи Продукта.
Выручка = Цена*количествоПроданногоПродукта
Цена - это стоимость нашего Продукта для покупателя.
Издержки = Затраты + Расходы.
Затраты = покупка ресурсов
Расходы = убыль
Издержки - это преобразование ресурсов в наш продукт. Это всё что мы потратили, чтобы произвести Продукт и потом этот Продукт продать.
Если Издержки оценить с помощью денег, мы получим себестоимость.
Себестоимость продукции - это издержки производственной деятельности на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме.
В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).
Себестоимость продукции (работ, услуг) выполняет функции:
- учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования оптовой цены на продукцию
- определения прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- экономическое обоснование при принятии любых управленческих решений.
Любая экономика требует постоянного контроля над формированием себестоимости. Контроль над себестоимости есть контроль прибыли.
Виды себестоимости:
- плановая и фактическая
- цеховая и производственная
Виды Издержек:
- Текущие и капитальные (оборотные и внеоборотные)
- Постоянными и Переменные
- Средние, удельные и предельные
- прямые и косвенные
Ценообразование:
Выделяют следующие ценообразующие факторы:
- Затраты;
- Ценность товара;
- Спрос и его эластичность;
- Конкуренция;
- Государственное влияние.
Концепции ценообразования:
- Затратный
- Ценностный
Затратный подход
Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
Прайсинговые методы
В основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». Существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
Методы поэлементного расчёта цен.
Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
Методы, основанные на установлении фиксированной цены.
Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.
Ценностный подход
Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».
В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.
Виды ценообразования
Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.
Приложение
ВИНЕР, НОРБЕРТ (Wiener, Norbert) (1894-1964), американский математик.
Родился 26 ноября 1894 в г.Колумбия (шт. Миссури). Домашним образованием Норберта занимался отец. Мальчик был вундеркиндом: в возрасте трех лет он начал читать и писать, семи лет читал Дарвина и Данте, в одиннадцать окончил среднюю школу, в четырнадцать — Тафтс-колледж. Учился в Гарвардском университете, в 17 лет стал магистром искусств, в 18 — доктором философии по специальности "математическая логика". По окончании университета получил стипендию для поездки в Европу. В Кембридже стажировался у Б.Рассела и Дж.Х.Харди, затем в Гёттингене у Д.Гильберта.
Первую математическую работу Винер опубликовал в 1913. В 1915 получил место ассистента на кафедре философии в Гарварде. Занимался журналистикой, писал статьи для энциклопедии, пытался преподавать. В 1919 наконец получил место на кафедре математики в Массачусетском технологическом институте. В 1932 получил звание профессора МТИ.
В годы войны успешно применял будущую кибернетику в системах ведения огня по воздушным целям.
В 1945-1947 Винер заинтересовался системами с обратной связью и проблемами передачи, хранения и переработки информации. Новую науку — общую теорию управления и связи — он назвал кибернетикой. Впервые слово "кибернетика" как термин, относящийся к управлению в широком смысле, применил Платон в 4 в. до н.э., а в 19 в. Ампер предложил называть этим именем науку об управлении человеческим обществом. В 1948 вышла книга Винера Кибернетика, живо воспринятая мировым научным сообществом. Под влиянием высказанных в ней идей возникло немало научных направлений, и появилась масса научных работ.
В СССР перевод «Кибернетики» Винера на русский язык, под редакцией Г. Н. Поварова, вышел в 1958 г., второе издание (с учётом расширенного американского издания) — в 1968 г., потом оно неоднократно переиздавалось.
Умер Винер в Стокгольме 18 марта 1964.