Регулирующие документы в Отделе продаж 1С:Франчайзи

28.05.17

Архитектура

Отдел продаж - структурное подразделение 1С:Франчайзи со своей спецификой. Какие регулирующие документы можно и нужно использовать в работе этой важной структурной единицы?

За время работы в 1С-Франчайзинге у меня накопилось много наблюдений. Часть своего опыта я изложил в книге "1С:Франчайзи. Опыт продвижения, развития и управления" (издана фирмой "1С" в 2015), часть будет публиковаться здесь, на Инфостарте (как новые, так и ранее опубликованные, но переработанные материалы). Уверен, что эта информация будет полезна тем, кто открыл и развивает собственный франчайзи.

В этом материале, созданном совместно с Юрием Корниловым, поговорим о нормативной документации, которую можно и нужно использовать, создавая и развивая отдел продаж в 1С-Франчайзи.

Материал адресован РОПам и руководителям.

----

Отдел продаж как боевая единица подчиняется общим организационным законам. В зависимости от типа структуры организации образ отдела варьируется от плоской, горизонтальной структуры сбыта, до иерархической пирамиды МЛМ. Я буду говорить о классическом варианте и некоторых факторах, влияющих на структуру документов.

Верхний уровень в традиционной иерархии документов занимают документы, определяющие жизнедеятельность компании:

- Устав;

- положение по Компании;

- правила трудового распорядка;

- положение о соблюдении коммерческой тайны;

- политика по качеству

- другие общефирменные документы.

В этих документах уже упоминается Отдел продаж и его место и роль в компании.

---

Следующий уровень – это организационно-распорядительные документы отдела:

Основополагающий документ – это Положение по отделу, которое включает:

  • Общие положения, разработанные в соответствии с Положением (более высокого уровня), с целью знакомства сотрудников с организационной структурой Отдела продаж, его статусом и основными принципами деятельности.
  • Задачи и принципы работы (продажи, продажи, продажи…)
  • Организационно-штатная структура (дает представление о составе отдела, его руководителе и правилах подчиненности)
  • Взаимодействие (правила и принципы взаимодействия с другими подразделениями компании - производство, логистика, бухгалтерия, реклама, маркетинг и прочие)

Как видите, в положении отсутствует раздел, подробно описывающий обязанности сотрудников. В большинстве случаев предпочтительно создание должностных инструкций сотрудников, в том числе руководителя отдела. Наиболее распространенные типы сотрудников:

- работа с холодными клиентами, поиск потенциальных клиентов (телемаркетинг)

- работа с теплыми клиентами, работа по заявкам, работа с входящими обращениями (входящие телефонные звонки, формы, лиды, заявки и т.п.)

- работа с постоянным клиентом, коммерческие предложения, счета, спецификации, контроль оплат.

Сюда же можно отнести и целеполагающие документы Отдела продаж. Это его ориентиры в пространстве бизнеса.

Один из универсальных приемов при их разработке – использование простых принципов планирования. После составления годового плана его делят на задачи. Задачи, поставленные перед отделом на год, следует разбить на кварталы и месяцы в корреляции с традиционными сезонными колебаниями. Нужно детализировать задачи вплоть до личных планов для каждого сотрудника. В этом здорово поможет накопленная статистика воронки продаж. Используйте ожидаемые пропорции в цепочке «звонки – контакты – коммерческие предложения – счета – оплаты». Подготовьте систему мотивации и стимулирования (пресловутые KPI), - и совершенно нет необходимости их так называть. Составьте систему отчетности по принципу сбора информации «снизу вверх». Частота отчетов, в зависимости от бизнеса, может дробиться до еженедельной и даже ежедневной. Обычным минимальным циклом является месяц.

Система контроля выполнения показателей позволяет сравнивать отчеты с планами, принимать управленческие решения по стимулированию сбыта и поощрению сотрудников.

---

Наконец, самый объемный раздел, требующий особенного внимания – это производственные документы: инструкции и регламенты по работе с клиентами, работе с инструментами продавца (телефон, почта, программное обеспечение). Варианты группировки:

  • CRM - не пренебрегайте системным подходом при формировании базы по работе с клиентами. В отсутствии полноценной CRM, используйте логично выстроенную систему хранения записей в блокнотах, карточках, экселевских или вордовских файлах. Обязательно наличие механизмов дублирования и архивации. Клиенты – ваше всё! Напишите простые шпаргалки-подсказки, где и в каком формате хранить информацию о клиентах. Это обеспечит элементы взаимозаменяемости в случае наступления форсмажора.
  • Протоколы совещаний, отчеты о посещении мероприятий. Группа записей (папка), ознакомление с которой поможет новичку войти в коллектив и освоить ваше терминологическое поле.
  • Акции и маркетинговые программы. Если у вас есть массовый рынок – нужна реклама, нужен маркетинг и соответствующая регламентация.
  • Хранилище коммерческих документов (предложения, счета, образцы писем, визитки). Электронные бланки и заготовки помогут сэкономить время и не «выпускать в свет» откровенные ляпы.
  • Мультимедиа, аудио и визуальные образцы. Иногда это история вашего отдела в картинках.
  • Описание правил и ограничений (в том числе логотипы, лозунги, фирменные стили и цвета, дресс-код).
  • Учебные программы, методические материалы.
  • Книга продаж, истории, байки, приколы, а также очень важные ритуалы, объединяющие всех «продажников» в отделе: праздники, корпоративы, награждения, речевки, колокола, феерверки, цветы, доски, медали, вымпелы, журналы, боевые листки.
  • Интернет-пространство, группы в соцсетях, дополнительные сервисы.

Продавцы чутко относятся к получению дохода, поэтому выкладываются на все 100 и быстро выгорают. Самая стройная система документов может облегчить их работу, но в момент ПРОДАЖИ, сотрудник обязательно окажется: «в поле», «один на один», «лицом к лицу», и будет продавать!

---

Подведем итог.

 Документы верхнего уровня формируют общая конструкцию как элемент корпоративной системы документооборота. Они пишутся лаконично и фундаментально.

На втором уровне, организационно-распорядительном, содержание документов актуализируется в связи изменением масштаба и подходов к системе продаж. Как правило, это связано со сменой ключевых лиц компании или руководства отдела сбыта.

Производственная документация отдела сбыта (третий уровень) - постоянно пополняемая, обязательно с сохранением преемственности, имеет регулярно обновляемые документы. Их требуется ревизовать ежегодно, обязательно при формировании целей и новых задач. Изменяемость 10-30% в год. При этом высокая динамика изменений может привести к разрыву преемственности, что негативно скажется на уверенности сотрудников в надежности компании. Отсутствие изменений, как правило, свидетельствует о косности системы и нежелании/неумении адаптироваться к изменениям конкурентной среды. Конечно же, мы говорим о изменениях в документах, отражающих реальные изменения в работе отдела продаж (не для галочки).

Как минимум раз в 12-20 месяцев нужно перерабатывать системы финансовой мотивации. Что важно? Подкрутка систем должна происходить в согласованные периоды. А значит, должна быть подготовлена накануне, а проведена сразу после (во время) презентации задач.

Производственные документы в реально действующем отделе продаж сыплются как из рога изобилия. Успевайте и собирать, группировать, выделять эффективные идеи, доводить до сведения продавцов и применять, применять, применять.

Продажа - это «производственный процесс». Опишите его, совершенствуйте, и помните, что продавцы находятся на острие удара, поэтому система документооборота в отделе продаж должна работать на продавца. Мы в одной лодке.

продажи отдел продаж документация

См. также

Отчеты и дашборды Бесплатно (free)

После года интенсивной работы в управленческой базе 1С накапливается большое количество информации. Алчные до анализа аналитики загружают разработчиков 1С большим объемом работ по созданию разных отчетов из базы данных. Это нужно, чтобы получить крупицы «золотой» информации, необходимой для принятия правильного управленческого решения. Как результат, загружены разработчики, нагружено железо, перегружены регистры, чешут голову администраторы по железу..... бюджет поддержки такой системы летит к небесам… Расскажем о том, как выгрузить данные из 1С в BI и передать настройку произвольных отчетов в руки аналитиков и юниор разработчиков, чтобы они сами могли вывести отчеты и взаимосвязи с помощью Yandex datalens.

27.05.2025    1128    15    uribur    6    

16

Интеграции Кейсы проектов Бесплатно (free)

На крупных проектах интеграции залогом успеха становится использование грамотных технических решений, инструментов и методик. Расскажем о совместном использовании «Конвертации данных 2» и 1С:Шины, подходах к интеграции НСИ, а также разделении труда в команде исполнителя.

10.04.2025    1544    0    Mick2iS    1    

13

Архитектура решений Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В статье расскажу про относительно уникальное явление на рынке. EmplDos - полноценный сервис, который в качестве Backend использует платформу 1С. Речь пойдёт не только о технической и архитектурной стороне вопроса, а ещё и о всех трудностях и граблях, которые пришлось и до сих пор приходится преодолевать на пути к успеху.

14.10.2024    5450    0    comol    29    

31

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 1С:Документооборот Бесплатно (free)

Компания «Уралхим» использует 1С:Документооборот не только для хранения и согласования документов, но и для централизованного управления НСИ между 47 системами (не только на 1С); для бэкенда к мобильным приложениям охранников; и в качестве сервиса заказа справок для сотрудников. О деталях реализации нестандартных решений, разработанных в компании «Уралхим» на базе 1С:Документооборот, пойдет речь в статье.

02.08.2024    4468    0    Novattor    1    

18

Кейсы автоматизации Проектирование бизнес-процессов Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Бесплатно (free)

В данной публикации я дополню конкурсную публикацию комментариями, техническими и проектными подробностями. Должно быть ещё интересней.

11.07.2024    1632    0    Ingraf    4    

11

Кейсы автоматизации Платформа 1С v8.3 Энергетика и ЖКХ Россия Бесплатно (free)

Делимся опытом автоматизации учета башни раздачи воды.

27.12.2023    2693    0    slavik27    8    

15

Архитектура решений Программист Бесплатно (free)

Рассмотрим применение архитектурной проверки задач в процессе разработки.

30.10.2023    7045    0    ivanov660    10    

36
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. IvanovAV 153 29.05.17 03:39 Сейчас в теме
Ничего не понял, причем тут франчайзи? Любой отдел продаж, да и вообще любой отдел любого предприятия так работает, согласно ДИ (должностных инструкций). Кому предназначена эта статья? Если директорам франчей, они и так все это знают. Программистам и внедренцам, эта инфа, нафиг не нужна. Статья называется "регулирующие документы", тогда где собственно "рыбы" этих документов?
Оставьте свое сообщение