Напоминаю – в этой серии статей мы рассуждаем о том, как, меняя работодателей в определенном порядке, можно стать хорошим программистом 1С. Первая часть статьи тут.
Итак, вы последовали моим рекомендациям и выбрали средний региональный франч. Ну или, в крайнем случае, филиал федерального франча. В бутике, напомню, начинающему программисту 1С делать нечего.
Выбор отдела
Если у вас на собесе спрашивают предпочтения в автоматизации, или прям выбор отдела предлагают – выбирайте сопровождение. Оно может называться по-разному, но смысл один – там решают самые разнообразные небольшие задачи кучи клиентов, по всем возможным конфигурациям.
Скорее всего, вас туда и отправят, т.к. в других отделах, будь то проектный, СБИС, торговое оборудование или, там, медицина, сразу нужны хоть какие-то компетенции по теме, иначе с новичком придётся долго возиться, а выхлопа не будет.
Итак, смело идите туда, где фигачат всё подряд. Ключевой стратегией первых пары лет назовём «широкий спектр».
Широкий спектр
Ваша цель во франче – получить максимально широкий спектр опыта. Вам нужно поработать с максимальным количеством конфигураций, и старых (УПП, КА1, УТ 10.3), и новых (БП 3, ЗУП 3.1, ERP, КА2), и отраслевых. Вам нужно порешать задачи разных типов – доработки, разработка, установка, детективные, оптимизация производительности, отчёты, ВПФ, эмуляторы, ошибки формата потока, восстановление баз и прочие слесарные навыки. Чем шире, тем лучше.
Вам жизненно необходимо познакомиться с максимальным количеством людей – и коллег, и клиентов – и, конечно, желательно оставить о себе хорошее впечатление. Хотя бы не плохое. Всё просто – среди этих людей полно ваших потенциальных коллег в других компаниях и будущих работодателей. Мир 1С довольно тесен, особенно в регионах – все друг друга знают, и репутация имеет огромное значение.
Даже не пытайтесь углублять спектр сознательно. Это бесполезно, по одной простой причине – во франче никто вам за это не заплатит. Погружайтесь ровно настолько, сколько вам заплатили. Ну, может, в первый год чуть больше – это будет инвестиция. Углубляться будем после франча.
Специализация?
Избегайте любой специализации, т.е. углубленного изучения определенной темы и работы только по ней. К сожалению, вам придётся именно избегать, т.е. бежать и прятаться, т.к. многие люди в компании будут пытаться вас склонить к специализации.
В целом франч хочет, чтобы вы были узкоспециализированы. Ему это не выгодно, но так проще управлять и продавать, надёжнее. Особенно этим страдают менеджеры по продажам – они, по понятным причинам, хотят, чтобы к их клиенту подключался человек, понимающий в проблеме. Поэтому ищут, в первую очередь, именно такого специалиста и пытаются впендюрить ему задачу.
Аналогично будет поступать начальник отдела. Ему, в целом, наплевать на ваши планы по формированию широкого спектра компетенций. Если посидеть спокойно за кружкой пива, он согласится, что программист-универсал ему выгоднее, но в рабочей обстановке ему не до высоких стратегий – надо делать результат. Надёжнее его выдаст специалист в конкретной области.
Вот от этих чуваков вам и надо убегать. Сразу скажу – это не просто. Там ведь и огонь, и вода, и медные трубы будут. Решите один раз задачу по оптимизации производительности – и будут бегать к вам. Соблазн блеснуть компетенцией будет велик. Да и зарплата зависит от количества часов.
Но лучше не поддаваться и следовать стратегии. К сожалению, окружающие коллеги-программисты тоже будут утверждать, что специализация круче. Не потому, что они так считают, а потому, что они уже поддались и уплыли в какой-то тупичок, и надо как-то оправдываться.
Почему не специализация?
Специализироваться стоит лишь в том случае, если вы точно знаете, куда пойдёте после франча. Например, вы всеми фибрами своей души хотите работать в розничной торговле. Или – в медицинском центре, где у вас тётя – директор. Ну или, в конце концов, вы очень хотите работать всю жизнь во франче – тогда эта статья не для вас.
В общем случае вы понятия не имеете, где окажетесь. Но вполне можете пользоваться методами маркетинга. Посмотрите вакансии, поспрашивайте знакомых и определите, куда больше всего требуются программисты 1С? Где приличные зарплаты и нормальный график, без дежурства по ночам?
Сколько раз я ни проводил такой анализ, всегда приходил к одному и тому же: больше всего работы в производстве и оптовой торговле. А это – УТ, УПП, КА, ERP, БП и ЗУП, в разных вариациях. И стандартные разделы учета – продажи, закупки, склад, производство, переработка, планирование, зарплата, кадры, бух.учет, закрытие месяца, синхронизация, сдача отчётности. Сейчас ещё – интеграции с сайтами, обычно с битриксом.
При этом – минимум ЭДО, торгового оборудования, отраслевых конфигураций и их специфики, консультаций, отделённого от программирования анализа. Рынку нужно ровно то же, что и 15, и 20 лет назад.
Вот вам и воронка продаж. С наибольшей вероятностью, до её узкого горлышка дойдут самые обычные конфигурации, разделы учёта и компетенции. Их рынок будет ждать от вас. Нафига тогда качать что-то другое?
Сертификация
В большинстве франчей у молодых специалистов сдельная зарплата – ставка, умноженная на количество закрытых/актированных/эффективных/проданных/(пофиг каких) часов. С часами всё понятно, а ставка?
Ставка обычно зависит от квалификации. Квалификация обычно подтверждается сдачей каких-нибудь экзаменов. Основных варианта два: внутренние и внешние.
Внешние – это сертификаты специалистов и экспертов 1С. Есть еще сертификаты консультантов, но их мы не рассматриваем. Так вот, если в вашем франче ставка будет зависеть от количества ваших жёлтых бумажек спецов – не тратьте время даром, сдавайте их побыстрее. Тут важно понимать несколько моментов.
Первое – подготовка к экзамену вас ничему не научит. Это нормально, и все здравомыслящие люди это понимают. Есть личности, которые утверждают, что можно тааааааааак подготовиться, что станешь настоящим специалистом по выбранной конфигурации. Пусть готовятся тааааааааак, жалко что ли. Смысла в этом нет – реальные навыки и проще, и правильнее получить, выполняя реальную работу. Подготовка к экзамену должна подготовить вас к одному – к экзамену.
Второе – сертификаты можно и нужно получать очень быстро. Например, 5 штук в год (в наше время этого было достаточно для получения максимальной ставки). Не слушайте тех, кто сидит во франче 10 лет и сдал только спеца по платформе – эти чуваки больше всех любят порассуждать о бесполезности сертификатов.
Третье – сертификаты вы получаете себе. Они именные, и останутся вашими на всю жизнь. Числиться будут за франчем, но фамилия будет ваша. И сейчас вроде нормально заработали сервисы 1С по проверке сертификатов специалиста. В этом ключевое отличие от внутренних экзаменов.
Внутренние экзамены франча не продать никому, кроме этого франча. Но вы всё равно сдавайте – хотя бы ради ставки. Однако, присмотритесь – частенько в перечне внутренних экзаменов встречаются внешние, т.е. сдача спеца тоже идёт в зачёт.
Выезды
Если есть выбор – выезд к клиенту или удалённая работа, выбирайте выезд. Разумеется, если не надо ехать 2 часа, чтобы закрыть 1. Сейчас выезды не так часто требуются, поэтому лучше за появлением таких задач пристально наблюдать. Причин несколько.
Первая – личные контакты. Напомню, у клиента сидят ваши потенциальные работодатели. Одно дело знать имя и фамилию специалиста, совсем другое – знать его лично. С высокой вероятностью, они предложат вам работать напрямую, без франча. Если вы уже собрались уходить из франча, то можно попробовать. Если не собрались – дайте клиенту понять, что в принципе не против, только не сейчас – может, через полгода или год. Пусть ждёт.
Вторая – понимание пользователей. 90% сотрудников современного франча видели бухгалтера только на картинках, не говоря уж о директорах и собственниках. Разговаривая с пользователем лично, вы намного лучше и больше узнаете и о задаче, и о проблемах, и о работе этого человека в целом. Чем больше такого общения, тем лучше и быстрее вы будете понимать новые задачи от других пользователей. Не только то, что они просят сделать, но и почему, зачем, а главное – сможете, наконец, предлагать решения проблем, а не просить ТЗ.
Третья – участие в предпродажах, или пресейлах. Обычно туда едет менеджер и берёт с собой «тело» - специалиста по конфигурации или задаче, которая нужна клиенту. Вас в первый год вряд ли возьмут, но, если есть возможность, попроситесь на такую встречу сами – просто посидеть и послушать. Обычно не отказывают, если это не какой-то мегапроект. Просто сидите и слушайте.
Потогонка
Один из основных минусов франча – потогонка. Сдельная зарплата заставляет постоянно шевелиться. Остановился – остался без денег. Расслабился – провалил план и попал под прицел начальства, как приносящий убыток.
Увы, с этим ничего не сделать, по крайней мере в первые пару лет карьеры. Поэтому настоятельно рекомендую не просто смириться, а расслабиться и получать удовольствие. В конце концов, опыт ритмичной, без простоев, работы не будет бесполезен. Где бы вы в итоге не оказались, умение сжать булки и вкалывать пригодится.
Проекты
Попасть на проекты в первые пару лет работы во франче – вполне вероятно. Скорее всего, вас туда возьмут, как ресурс, на дурацкие задачи. Обычно новичков садят на печатные формы, полуручную загрузку и сверку данных, несложные доработки, решение слесарных задач, бывает – видеоинструкции изготавливать.
Если такое предложение поступило – не отказывайтесь. Проекты для вас хороши тем, что вы познаете, как по-дебильному они делаются и почему в большинстве случаев заканчиваются плохо. Наблюдение со стороны в этом не поможет, а вот изнутри – очень даже. По возможности, участвуйте во встречах по проекту, «статусах», «стендапах» - не важно, как они там это будут называть. Вам важно увидеть историю проекта, его развитие, взлёт и неминуемое падение. Кто, что, как, когда делал, в какой момент и по какой причине начался крах. Старайтесь наблюдать за всеми событиями и участниками.
Если повезёт, увидите успешный проект. Постарайтесь понять разницу в событиях, причинах, действиях участников успешных и провальных проектах. Если сможете понять, какой РП почти всегда успешный, а какой – почти всегда провальный – прекрасно. Понаблюдайте за их работой, подходами, манерой общаться, как ставят задачи, что говорят клиенту, чью сторону принимают и т.д. В будущем вам это пригодится.
Ну и в любом проекте внимательно наблюдайте за поведением заказчиков – и ЛПР, и рядовых. Что говорят, как саботируют, как собачатся между собой, как выполняют свои задачи по проекту, как меняют показания, мечутся и т.д. Всё это вам пригодится в будущем.
Собственно, всё. Это программа на 2-3 года. Дольше сидеть во франче особого смысла не вижу. Но: это первая «отсидка». Мы ещё вернёмся во франч, после завода.