Я – Максим Цепков. У меня 25 с лишним лет опыта в «кровавом» Enterprise. Я архитектор, аналитик, разработчик и до сих пор веду проекты.
Когда делаешь проекты «под ключ», включая внедрение, очень много работаешь «в поле» – с заказчиками, со стейкхолдерами. Нужно быстро понимать людей и договариваться с ними, чтобы они для нас были не злобные непонятные орки. А, наоборот, дружественные, причем разные – орки, тролли, гномы, со своими особенностями.
Модели soft skills
Типологии и модели soft skills тем и ценны, что позволяют понять непохожего на тебя. Ты же не можешь прочитать напрямую, что в голове у другого человека – а с помощью модели можно понять его логику, ценности и картину мира.
А модели команд еще показывают, как это все развивается в динамике.
Можно работать и без моделей, подходить персонально, но это как писать код без шаблонов – будет тратиться больше времени.
При этом применение моделей не значит рационализацию или манипуляции. Рационализировать и манипулировать можно и без моделей. А можно с моделями этого не делать. Это ваш баланс, который вы должны держать самостоятельно.
В моем докладе будет несколько моделей. И по каждой из них могут быть полудневные, двухдневные, недельные тренинги, курсы, книги. Это будет обзор по небольшой части моделей, в реальности их еще больше.
Я рассказываю о тех моделях, которые отобрались у меня за мой опыт. Может они и не лучшие, но мне они подходят. А ваша задача – создать свой набор.
Очень важно понимать, что все модели – это не наука, а инженерная эмпирика. Это как модели реального газа, которые использовались в конце XIX – начале XX века. До появления молекулярно-кинетической теории, которая сейчас рассчитывает газодинамику всякими хитрыми методами, изначально была только эмпирика.
Эмпирика бывает двух видов:
-
Первая: умный гуру придумал классификацию и подогнал под нее статистику, если он хороший ученый. А если он не ученый, он опубликовал книгу, что мир устроен так, а вы в это можете верить или не верить. Нужно различать, насколько модели статистически подтверждены и всерьез обоснованы. В этом нужно разбираться вам самим, когда вы их выбираете.
-
Вторая (более симпатичная мне): когда на основании исследований реального мира выделяются кластеры, типы людей. Эти модели мне нравятся больше, у меня они тоже есть.
О механизмах, которые стоят за моделями, есть лишь гипотезы – через 10-30-50 лет наука, может быть, разберется в функционировании этих механизмов. Например, сейчас научились рассчитывать обтекание самолета, так же, с помощью персонализированной модели, будут рассчитывать поведение человека.
Критерий полезности модели – работоспособность социальных систем, разработанных на их основе. Предсказательная сила. Если есть предсказательная сила – используйте. Если есть только объяснительная сила, в смысле объяснить фейл, зачем тогда такая модель нужна?
Типология Майерс-Бриггс
Первый класс моделей – для понимания разных людей, потому что люди мыслят по-разному.
Индивидуальные особенности людей показывают типы личности Майерс-Бриггс (MBTI).
Это достаточно старая модель, которая построена, чтобы помогать организовывать командную работу. Она очень репрезентативная и достаточно простая. Возникла в 60-е годы на основе типологии Юнга.
Интересно, что в 60-х годах получили известность еще несколько похожих моделей, но ориентированных на лидерство. По сути, это частные случаи типологии Майерс-Бриггс, но возникшие как независимые ветви развития от Юнга и прочих.
Типология Майерс-Бриггс применяется, чтобы понять разных людей. Метод заключается в следующем:
-
Консультанты заходят в большую компанию и делят людей на группы схожих типов.
-
Каждой группе дают их производственные задачи, чтобы люди между собой договорились и приняли решение.
-
А потом эти разные решения от групп людей разных типов вываливают на стратегическую сессию, где все офигевают от того, как люди по-разному смотрят на мир.
-
И дальше в процессе учатся договариваться.
По этой модели есть две хороших книги, переведенные на русский:
-
Отто Крегер, Дженет Тьюсон, «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»
-
Отто Крегер, Дженет Тьюсон, Хайл Ратледж, «Типы людей и бизнес».
Это очень простая модель.
Берем деятельность.
Начинаем с того, что для принятия решений нужна мотивация (источник энергии).
-
Есть люди, у которых мотивация внутри, как двигатель – интроверты.
-
Есть люди, у которых мотивация через социальное одобрение – экстраверты.
Для принятия решений запускается анализ – ты смотришь на мир, анализируешь картину мира:
-
Здесь можно смотреть на мозаику деталей – сенсорик;
-
А можно быстро делать концепты и обобщения – интуит.
Дальше принимаем решение на основе этого:
-
Есть люди, которые думают о результате («У меня есть цель, и я хочу этого достигнуть») – мыслящий тип,
-
А есть те, которые думают о людях в процессе («Как мы туда будем идти? Будет ли нам по пути больно? Или не будет больно?) – чувствующий тип.
Интересно, что чувствующие люди, заботясь о нанесении пользы сотрудникам, запросто принимают жесткие решения. И наоборот: те, кто думают о результатах, понимают, что дойти до цели сможет только отдохнувший человек в хороших условиях. Здесь все не примитивно, связь непрямая.
И дальше начинаем действовать:
-
Всем известный способ действия – «Планирую и иду по плану», так действуют решающие.
-
Но есть альтернативный способ: ищем подходящие возможности и действуем спонтанно – это воспринимающий тип, так действуют предприниматели.
В разных ситуациях нужны и те и другие.
Такая вот простая модель. Если люди плохо понимают друг друга, берем на вооружение 4 дихотомии (16 типов), и разбираемся, как именно ваш коллега мыслит и действует.
Если посмотреть на ИТ через призму MBTI, то можно объяснить себе много ситуаций:
-
Архитекторы и разработчики мыслят концептами – они интуиты (N). И в коммуникации с сенсориками (S) – бухгалтерами, юристами, в работе которых никаких концептов нет, им сложно.
-
Часть эффективных сотрудников – воспринимающие (P). Они видят: «О! У нас здесь есть новый стек технологий! Ну-ка мы его сюда запилим!» и придумывают, как бы это обосновать. Но добиться от них планирования (J) или следования по плану бесполезно. На следующий день они план забывают, потому что у них появляются новые вводные, новые возможности. При взаимодействии с ними надо учитывать эту логику.
-
Больше всего мне эта модель помогла, когда к нам пришел руководитель экстраверт (E). У экстравертов есть такая фишка, что им не бывает мало похвалы. Их нужно хвалить и хвалить.
-
А интроверт (I) наоборот: когда его много хвалят, он чувствует подвох. И это непонимание в обе стороны.
Таких примеров очень много. В треде к моему посту Владимир Фёдоров делится наблюдениями, как люди разных типов пишут код. Можно почитать.
Это хорошие репрезентативные примеры, но нужно понимать ограничения, потому что эту модель в свое время попробовали использовать за пределами действия – для профориентации. Там она не сработала, был грандиозный фейл в Штатах, она себя скомпрометировала на этом поле.
Модель очень неплохая, но не нужно выходить за пределы ее использования.
Можно пользоваться и другими моделями про разнообразие людей – их очень много. Есть психологические и прочие.
Модель Хелен Фишер
Следующая типология – модель Хелен Фишер. Она, что интересно, нейрофизиологическая, выделяет типы в зависимости от того, от чего у человека драйв.
Есть четыре нейрофизиологических гормональных механизма мотивации и счастья:
-
Дофамин – счастье поиска исследований;
-
Тестостерон – счастье победы и достижения цели;
-
Серотонин – счастье регулярной повседневной жизни;
-
Окситоцин/эстроген – счастье эмпатии и взаимоотношений.
Пройти тестирование по этой модели можно по ссылке.
-
Поскольку это нейрофизиология, у каждого человека есть все четыре механизма мотивации.
Но разные механизмы имеет разную силу у разных людей – это зависит от воспитания, поощрения (в малом возрасте, еще до года) и любопытства. Например, дофамин – это счастье поиска. Ребенок, когда хватал все подряд, одни мамы его поощряли, а другие говорили «не лезь» и т.д. -
С течением жизни количество гормонов изменяется и мотивация поведения изменяется, в том числе это связано с созданием семьи и рождением детей – природа закладывала механизмы именно для этого.
-
Важно, что работа должна включать деятельность, у которой есть твое счастье, иначе в ней нет смысла. И это уровень нейрофизиологии, рационально, через самоубеждение это не изменяется.
На базе нейрофизиологии у Анны Обуховой есть интересная теория про внутреннего крокодила, котика и кудрявого человечка. Она об этом рассказывала в выступлениях https://youtu.be/OCgxIMhsy60 и https://youtu.be/W_fK68KfXHg. Так вот, крокодил и котик сильнее, потому что они внизу – они, ежели что, человечку отрубают энергию. С ними можно договариваться, но нужно их учитывать.
Мотивация
Мотивация. «К каждой паре рук зачем-то прилагается голова…» – мне сказали, что это фраза Форда, но ссылку на его тексты мне найти не удалось.
По мотивации людей есть ряд исследований:
-
Первое приближение – пирамида Маслоу в 40-х годах.
-
В 60-е годы появилась теория МакГрегора о делении людей на X – исполнители, Y – предприниматели. То, что хорошо для одних, убивает других и наоборот. Только не путайте эту теорию с теорией поколений, где есть поколения X, Y, Z и так далее.
-
В 1991 году – «Мифы мотивации» Шпренгера о том, что все схемы мотивации в долгую работают деструктивно. А иногда и в короткую. С тех пор появились новые схемы мотивации, но вы можете проверить по критериям – может они не такие же, и произошел ребрендинг. Потому что желание мотивировать сотрудников – очень востребовано.
-
И в 1990 году Чиксентмихайи в «Состояние потока» написал, что работа должна быть организована так, чтобы люди входили в состояние потока и писали код примерно с таким же драйвом, с которым они проходят онлайн-игры.
На тему мотивации есть хороший доклад Алексея Пименова «Motivation 3.0: что вы должны знать для работы с командой» на AgileKitchen 12.10.2013 – доступны видео и мой конспект.
Еще пара моделей про разнообразие
Ханк Рейнвотер «Как пасти котов».
В этой книге есть распространенные типы, редкие породы, дворняги и т.п. Это так он классифицировал программистов. Можете посмотреть, книгу я рекомендую.
Интересная модель – Алексей Кулаков «Типология на основе игр».
Алексей Кулаков долго работал в Digital, Web- и онлайн-играх, потом основал Ridero. По этой модели он учил своих тимлидов.
В основе типологии шесть рас, у каждой свои ценности. Четыре расы заимствованы из типизации игроков Ричарда Бартла. И еще добавлены две расы про идеологию, которых нет в играх.
Онлайн-игры же делают так, чтобы всем людям было интересно, поэтому там есть разные типы миссий, разные типы активностей и прочее. И модель Бартла – одна из базовых. Она была создана на основе наблюдения за онлайн-игроками. Когда выяснилось, что почему-то не все игроки играют в шутеры, а есть игры, где всем интересно, начали исследовать этот вопрос, ведь создателям игр нужно, чтобы в онлайн-игры играли все.
Подробнее про эту типологию можно узнать из статьи Алексея, а также посмотреть обсуждение у меня и обсуждение у Алексея.
Спиральная динамика
Спиральная динамика – модель ценностей человека и культуры компании.
Эта модель, как и модель Бартла, и модель Белбина, о которой я еще буду говорить, создана на основе эмпирических исследований Клэра Грейвза. Грейвз вел их с 1950-х годов и до смерти, а книгу опубликовали уже его ученики.
Изначально целью исследований Грейвза было создать образ идеального коллеги – человека, с которым хорошо работать в бизнесе. Он думал, что это будет некоторый единственный образ и вариации вокруг него с нормальным распределением. Оказалось, не так просто:
-
Во-первых, проявилась дихотомия «я-мы», на которую делятся люди.
-
Во-вторых, этих образов восемь, они сложные, из них четыре – распространенные, а еще четыре – встречаются реже.
-
А еще, когда человек знакомится с чем-то новым или просто защищает свой образ перед другими, он меняется. Причем, меняет свой уровень последовательно – есть такая уровневая модель.
После того как образы были выявлены, возник вопрос – а откуда они взялись? Объяснение авторов в том, что это – закрепленные в культуре образы, соответствующие этапам развития общества. Например, когда мы читаем, смотрим фильмы про каких-нибудь Ермака, завоевателей и т.д., мы все это в себя впитываем.
Фишка модели спиральной динамики по сравнению с другими моделями корпоративной культуры состоит в том, что она отражает те культурные изменения, которые сейчас происходят в обществе:
-
начальные уровни соответствуют сельскохозяйственному обществу до красного;
-
на красном происходит переход к индустриальному, которому соответствуют четыре уровня с красного по зеленый;
-
и на зеленом происходит переход к современному цифровому миру, который сейчас происходит.
Другие же модели корпоративной культуры, в основном, построены на материале культуры индустриального мира и не описывают те изменения, которые сейчас происходят.
Человек проходит уровни спиральной динамике с рождения, потому что каждому из них соответствует своя, все более сложная картина мира. Но, помимо этого, попадая в новый контекст, например, на работу в новую компанию. Он каждый раз быстро проходит свой путь.
-
Бежевый уровень – он пришел на работу и там «орки», которые его съедят и выпихнут, чтобы он не прошел испытательный срок.
-
Фиолетовый – это племя, он нашел «своих».
-
Красный – он освоился и пошел изменять эти замшелые порядки так, как надо, или писать продукт, который завоюет мир.
-
Синий – он научился строить процессы, организовывать работу.
-
Оранжевый – он понял, что нужно не биться головой о стену, а искать слабые точки.
-
Зеленый – что надо идти вместе, а не одному.
-
Желтый – совместная работа и достижение цели.
-
И бирюзовый – кооперация на весь мир.
При этом первые уровни могут проходиться быстро и незаметно, например. Если вас привел знакомый, и вы уверены в безопасности, или компания заботится о том, чтобы вы освоили ее правила работы.
На моем сайте есть более подробное описание этих уровней с примерами и много других материалов на тему «Спиральной динамики».
Модель спиральной динамики – не отвлеченная теория. Она хорошо описывает повседневные вещи. Например, что значит «протестировать релиз».
Или то, как различаются представления людей об идеальной IT-компании. Прям сильно разные. И это стоит учитывать, когда к вам приходит новый сотрудник, выяснить его представления и принимать решение с учетом их. Важно, что эти представления – не странные, просто у него другой опыт и другие ценности, это – нормально.
Образ идеальной ИТ-компании – частный случай описания культуры организаций.
На слайде показана развитие культуры организаций в Спиральной динамике от Марка Розина.
Модели командообразования
Дальше расскажу о нескольких моделях командообразования.
Первая – модель Адизеса о четырех стилях руководства.
Модель о стилях руководства как раз нарисована умозрительно, причем оси совмещены произвольно – разные тренеры подписывают оси, как им нужно. И это типично: модели переинтерпретируются и изложение очень часто далеко от оригинала.
Этот слайд я взял на их официальном сайте, но сейчас они его почему-то убрали. Хорошо, что WEB-архив все помнит.
Следующая модель о командообразовании – жизненный цикл компании.
Важно, что модель жизненного цикла можно применить также к проекту или к продукту. Там тоже разные стили администрирования на разных фазах жизненного цикла, и нужно не стоять, чтобы не умереть. А нужно быстро развиваться, потому что есть побочные ветки, и на каждом этапе своя смерть.
Следующая модель командообразования – командные роли Белбина.
Как и спиральная динамика Грейвза, эта модель получена на основе эмпирических исследований – когда команды работали под наблюдением и соревновались.
Здесь Белбину удалось достичь настоящего научного критерия успеха – сделать типологию, по которой, зная состав команды по анкетам на входе, можно предсказать места команд на выходе.
В теории ролей Белбина описаны типовые роли. Важно, что она описывает еще и слабые команды.
Rob Thomsett адаптировал эту теорию для ИТ – об этом я прочел в книге Эдварда Йордана «Смертельный марш». Это очень хорошая книга про проекты, в которых имеющиеся сроки и ресурсы в два или более раз меньше, чем дают оптимистичные оценки. Книга написана давно, но такие проекты регулярно возникают вновь и вновь, и книга сохраняет свою актуальность. Поэтому если вы ее не читали – это стоит сделать.
Белбин говорит о том, что в команде есть девять ролей:
-
«Работник компании» по Белбину – это человек, который должен был быть в каждой успешной команде. Это человек, которому важен успех проекта. И он готов ради этого делать то, что нужно, несмотря на то, умеет он это или не умеет. Нужно поднять билд и continious intergration и некому? Он берет и делает. Не ищет отговорок, что чего-то не умеет или плохо понимает.
-
Есть две роли про идеи: «Генератор идей» и «Исследователь ресурсов».
-
И две роли про руководство (два стиля руководства). По Белбину они эквивалентны. Белбин очень хотел обосновать, что «Координатор» – это демократичное руководство, и что он лучше харизматичного «Шейпера». Статистически это не так, но существуют разные разбросы. Шейпер чаще ведет не туда, и команда дружно идет к провалу. А с координатором команда медленнее принимает решения, и это мешает принимать решение быстро.
-
И так далее, там много интересного.
О модели Белбина у меня есть отдельные доклады с кейсами в IT: PMclub.pro, TeamLead (есть расшифровка).
Особенно важным для меня оказалось применение ролевой модели Белбина – его «Образцы сильных команд» и «Осознание проблем».
Я сам по Белбину – генератор идей. На одном из проектов оказалось, что руководитель проекта тоже генератор. А по Белбину два генератора – это так же плохо, как и когда нет ни одного, потому что между ними возникают споры, чьи идеи круче, а от этого буксует проект. Когда я переключился в роль оппонента (аналитик-стратег) для того генератора, мы сделали замечательное решение, даже лучше, чем каждый из нас отдельно. Но было тяжело.
Динамика развития команды
И последние модели. Модель Брюса Такмана. Forming – Storming – Norming – Performing.
Эта модель также известна с 60-х годов (с 1965 года).
Идея тривиальная: чтобы получить в команде синергетический эффект, люди должны сработаться. Эффективнее всего они сработаются через жесткий конфликт. Поэтому сержанты в воспитании спецназа этот конфликт и провоцируют.
Но сейчас так в ИТ не работает: если сейчас на работе начинать делать конфликты, люди уйдут. Еще с применением этой модели в ИТ проблема, потому что проекты быстро заканчиваются. А в следующем проекте уже будут другие технологии, и вообще людям скучно, если проект аналогичный – происходит ротация персонала и прочее.
Та модель – часть групповой динамики, там много моделей и надо смотреть и понимать механику: люди приходят/уходят/что происходит? Лучше понимать это не на индивидуальном уровне, а на уровне командообразования.
И, наконец, модель ситуационного лидерства (wiki).
Слова известные: Directing – Coaching – Delegating.
На слайде, правда, четыре слова, но для четвертого слова есть два варианта. Т.е. это две разных модели от одних авторов.
Первая модель – о том, как из джунов сделать крутую команду. Ты набрал людей, даешь им поручения и надеешься, что они с ними справятся. Что ты сможешь им делегировать задачи, а они все сами будут делать.
Щщщазз. Это так не работает.
Чтобы они начали делать, нужно сначала перейти в режим коучинга, когда ты не рассказываешь, что делать, а задаешь вопросы. Спрашиваешь: «А как ты будешь делать?» и прочее. Они это придумывают, а ты их поправляешь, тоже вопросами.
Это гораздо сложнее, чем просто дать указания, ведь ты же знаешь, как правильно, а джун еще и возражает.
А потом, когда джун начинает все делать самостоятельно, ты еще перестаешь сам активно задавать вопросы, а только начинаешь поддерживать, когда у него проблемы.
Только после этого будет Delegating – счастье. Вот такой путь.
Второй вариант – когда мы руководим готовой командой. Т.е. у тебя не джуны, а готовая команда проекта, и этой командой нужно руководить, чтобы проект сделать.
Здесь координаты «хочет/не хочет» и «может/не может».
-
Не могут и не хотят – давать прямые указания, Directing, тогда сделают.
-
Не могут, но хотят – применяйте Coaching, они хотят, поэтому будут учиться.
-
Хотят и могут – применяйте Delegating, пусть делают.
-
А еще есть ситуация «не хотят, но могут» – это когда у вас работают крутые спецы, но им по каким-то причинам на проект наплевать. Тогда нужны самые жесткие методы – Controlling.
Подробнее о применении модели ситуационного лидерства можно прочитать в блоге Дениса Петелина.
Модели – работают
В заключение хочу сказать:
-
Знание моделей помогает понять людей – легче представить, насколько люди могут от тебя отличаться;
-
Модели дают места потенциальных конфликтов и способы их решения;
-
Модели помогают формировать эффективные команды;
-
Взгляд через модели не уничтожает уникальности людей, так же как разложение в ряды не нарушает уникальности функций…
-
Сейчас эпоха перемен – разнообразие людей и компаний выше, поэтому знание моделей людей необходимо в повседневной жизни…
На сайте много материалов по анализу и архитектуре, Agile и ведению проектов,
мои доклады, статьи и конспекты книг.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Infostart Event.