Как готовить членов проектной команды в условиях нехватки кадров

24.07.25

Команда - Мотивация

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

Этот материал был подготовлен 2 года назад. С тех пор рынок труда и ИТ-сфера значительно изменились. Однако многие принципы, о которых рассказывает автор, остаются актуальными. – Прим. ред.

Меня зовут Евгения Ковалева. Я занимаюсь набором специалистов в команду и постоянно сталкиваюсь с проблемой нехватки кадров. Не хватает специалистов по регламентированному учету, по управленческому учету и не только.

В статье я расскажу, что делать при нехватке кадров: удерживать, развивать сотрудников или нанимать новых специалистов. Также расскажу о своей методике обучения начинающих специалистов.

 

Что такое проектная команда

 

Проектная команда – это группа специалистов разного профиля, которые вовлечены в работу над проектом.

Группа людей с общими интересами превращается в команду, когда каждый ее участник отвечает следующим критериям:

  • понимает объем и характер работы, которую предстоит проделать, а значит, учитывает сроки, ресурсы, бюджет;

  • планирует выполнение порученных задач;

  • учитывает сроки, ресурсы и бюджет;

  • обладает квалификацией в какой-либо предметной области;

  • сотрудничает с другими членами коллектива.

 

Нехватка кадров

 

Исходя из моей практики, я делаю вывод, что нехватка кадров в сфере ИТ ощущается с каждым годом все более остро.

Как мы ощущаем нехватку кадров?

  • При входе на проект не хватает сотрудников в проектной команде;

  • При входе на проект не хватает квалификации у сотрудников.

Таким образом, нам в основном приходится работать с начинающими специалистами.

Почему не хватает кадров?

  • Массовый переход компаний на отечественное ПО;

  • Проблемы образования;

  • Общая демографическая ситуация;

  • Решение многих компаний цифровизировать рабочие процессы;

  • Возросшая требовательность руководителей компании к прозрачности учета, к консолидированию данных;

  • Бизнес стал реже экономить на автоматизации.

Если провести сравнение с предыдущими годами, то можно заметить, что количество больших проектов увеличилось, и мы понимаем, что эта проблема актуальна и сегодня.

 

Возможные решения

 

Мы можем решить не все проблемы, но с некоторыми из них все же можно справиться.

Каким образом?

  • улучшить условия труда;

  • увеличить уровень заработной платы;

  • привлекать специалистов за счет дополнительных льгот (ДМС, корпоративные мероприятия, комфортные рабочие места и т.д.);

  • привлекать в компанию стажеров, начинающих специалистов;

  • привлекать в компанию бывших бухгалтеров.

На двух последних пунктах мы остановимся подробнее.

 

Кто сейчас приходит в сферу ИТ

 

  • Студенты факультетов ИТ-технологии – таких людей на сегодня мало.

  • Студенты других факультетов – приходят в ИТ, но тоже мало.

  • Начинающие специалисты из других сфер деятельности – это музыканты, повара, турагенты и т.д. Таких специалистов на сегодня много. У них есть большое желание освоить ИТ-специфику и переквалифицироваться.

  • Специалисты из финансовой сферы – бывшие бухгалтеры, экономисты и так далее. Эти люди хорошо знают предметную область, но не имеют опыта внедрения.

 

Как запустить проект в условиях нехватки кадров

 

Первое. Научиться работать с действующими сотрудниками.

Если сотрудников не хватает?

Второе. Найти подходящих кандидатов и нанять их.

А если их нет?

Третье. Применять наставническую схему для стажеров, бывших бухгалтеров, финансистов.

 

Когда появилась проблема нехватки кадров: личный опыт

 

В своей практике проблему нехватки кадров я начала замечать примерно с 2015 года. Тогда я работала на стороне Заказчика, и мне еще удавалось «растягивать» сроки выполнения задач – за это время я либо находила специалиста, либо выполняла задачи своими силами, иногда с помощью привлечения подрядчика.

Вернувшись к работе у интегратора, где всегда стоят жесткие сроки запуска системы, я столкнулась с тем, что сдвинуть сроки внедрения нового ПО никак не получится. Тогда передо мной встала проблема нехватки кадров более плотно.

На одном из проектов я пыталась закрыть пробелы своими силами, но это привело к работе 24/7.

Тогда я приняла решение отойти от руководящей должности. Передо мной стояли задачи, я понимала, что решить их не смогу, потому что у меня не хватает ресурсов, и приняла решение вернуться к роли аналитика:

  • на 100% погрузилась в функциональную область;

  • несла ответственность только за свой блок – регламентированный учет, при этом косвенно объединяла другие блоки;

  • не тратила время на курирование других специалистов.

Но так как я занимала раньше руководящую должность, имела опыт руководства, то не смогла остаться в роли аналитика. Я приняла решение совмещать руководящую должность с аналитическими задачами и снова столкнулась с проблемой нехватки кадров.

Как я пробовала решить эту проблему?

  • Использовала схему ротаций специалистов внутри проекта. Эта схема не приносила положительных результатов, потому что специалисты были перегружены.

  • Пробовала замену специалистов. Это приводило к затягиванию сроков, потому что новым кандидатам для погружения в проект требуется примерно 2-4 недели, некоторым – до двух месяцев.

  • Пробовала вариант наставничества начинающих специалистов на «живом» проекте.

  • Вспомнила свой опыт изучения 1С, еще будучи бухгалтером, и решила попробовать погрузить в конфигурацию 1С бывших бухгалтеров.

 

Две ниши специалистов: как я их разделила

 

Начнем с первой – начинающие специалисты из финансовой сферы: бухгалтеры, экономисты и так далее.

У бывших бухгалтеров есть знания предметной области. То есть это специалисты, с которыми я могу начинать обучение на языке бухгалтера.

Как структурировать знания такого кандидата?

Шаг 1. Объясняю, что из любой оборотно-сальдовой ведомости можно перейти до документа регистратора.

Шаг 2. Рассказываю, что в документе-регистраторе можно просмотреть проводки. Проводки – это движение по регистру бухгалтерии. Документы формируют движение не только по регистрам бухгалтерии, но и по регистрам накоплений, регистрам сведений.

Шаг 3. По этому вектору мы совместно изучаем объекты конфигурации в течение двух-трех дней.

Шаг 4. Далее кандидаты изучают конфигурацию, самостоятельно анализирует объекты.

Срок становления таких специалистов в среднем 1-2 месяца.

Вторая ниша – это начинающие специалисты из других сфер (абсолютно далеких от ИТ)

Это люди, у которых есть опыт работы в других сферах, но нет ни знаний предметной области, ни опыта внедрения. У них есть большое желание изучить 1С. Чаще всего у таких кандидатов даже есть сертификат 1С:Профессионал, у некоторых встречается наличие сертификата 1С:Специалист. То есть они пытались самостоятельно изучить конфигурацию. Но у них нет структурированных знаний.

Я пыталась обучать их по методике обучения бывших бухгалтеров. Но столкнулась с тем, что они не знают терминологии.

Как обучать таких кандидатов?

Шаг 1. Разворачиваем конфигурацию, берем для обучения «виртуальную» организацию.

Шаг 2. Заполняем базовые настройки, анализируем их.

Шаг 3. Заполняем первичную информацию о виртуальной компании в справочнике «Организация».

Шаг 4. Показываю, где настроить учетную политику, анализируем настройки учетной политики и их влияния на механизм учета в системе.

Шаг 5. Объясняю, что если конфигурация предназначена для ведения бухгалтерского и налогового учета, то в ней обязательно присутствует такой объект метаданных как план счетов бухгалтерского учета. Здесь я пытаюсь выяснить, могут ли какие-либо начинающие специалисты вырасти до хороших специалистов по регламентированному учету.

Шаг 6. Объясняю, что все конфигурации состоят из основных объектов метаданных: справочники, документы, регистры и отчеты. То есть пытаюсь для начинающих специалистов структурировать знания о конфигурации.

Шаг 7. Объясняю, что справочники максимально хранят всю справочную информацию.

Шаг 8. Рассказываю про следующий объект метаданных – это документ, в котором указываются справочники, созданные на предыдущих шагах и дополнительная информация.

Шаг 9. Рассказываю, что документы имеют признак проведения. После проведения появляются движения во множество зависимых регистров: регистр бухгалтерии, регистры сведений, регистры накопления и регистры расчетов.

В таком векторе специалисты продолжают обучение и изучение конфигурации. Срок становления таких специалистов примерно 2-3 месяца.

 

Какие сложности возникают в процессе обучения?

 

Применительно к РСБУ: начинающим специалистам не удается погрузиться во все бизнес-процессы достаточно быстро.

Например, ПБУ 18/02, с отражением временных (ВР) и постоянных (ПР) разниц. Для глубокого освоения этого функционала начинающему специалисту может потребоваться несколько лет изучения и практики.

Непростые подсистемы в 1С:ERP или в 1С:УХ – это планирование и бюджетирование.

У кандидатов должен быть математический склад ума, чтобы уметь настраивать «Источники данных» для формирования показателей отчетов, документов.

Сложности возникают в 1С: ERP с подсистемой Производство, с расчетом себестоимости.

Здесь нужны не только теоретические знания, специалисту обязательно нужна практика, необходимо знание предметной области.

И только после первого пройденного успешного внедрения подсистемы у специалиста появляются уверенные знания конфигурации и ее возможностей.

 

Общие рекомендации для аналитиков

 

Хочу обратить внимание на такой инструмент, как «Универсальный отчет». Он есть в типовых конфигурациях. Обязательно показывайте его начинающим специалистам.

Например, если построить «Универсальный отчет» по регистру накопления «остатки обороты», то визуально форма отчета похожа на оборотно-сальдовую ведомость.

То есть бывшему бухгалтеру удобно с ним работать, а начинающим специалистам этот инструмент обязательно необходимо изучать уже в начале обучения.

 

Как после обучения выводить специалистов на общение с заказчиками

 

Шаг 1. Даю задание «Написать/разработать документацию по проекту». Перед отправкой Заказчику я вычитываю написанную начинающих специалистом документацию.

Шаг 2. Прошу подготовить демонстрационные примеры в 1С. Специалист показывает результаты, а я озвучиваю, что необходимо скорректировать. После этого проводим демонстрацию Заказчику по согласованному ранее сценарию;

Шаг 3. Начинающих специалистов я приглашаю на встречи с Заказчиком для прослушивания «фоном», как ведется диалог. Так специалист быстрее погружается в проект.

 

Плюсы и минусы привлечения в проект начинающих специалистов

 

Минусы:

  • Увеличение сроков выполнения задач;

  • Увеличение трудозатрат на выполнение задач, ввиду наставничества;

  • Потраченные впустую ресурсы на «неуспешных учеников», которые не оправдали ожиданий.

Плюсы:

  • Увеличение команды на будущие проекты;

  • Экономия ФОТ за счет более низких ставок ЗП;

  • Выращивание будущих специалистов по узконаправленным блокам конфигураций, например, Планирование, Централизованные закупки и др.

 

Основные итоги

 

Из специалистов финансового сектора можно вырастить:

  • хорошего методолога 1С,

  • хорошего консультанта по Регламентированному учету, Международному учету, Бюджетированию и Казначейству;

Из специалистов нефинансового сектора можно вырастить:

  • хорошего специалиста по оперативному контуру;

  • хорошего специалиста по узконаправленным функциональным областям.

Важно и нужно продолжать искать варианты подготовки кадров!

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Анализ & Управление в ИТ-проектах.

См. также

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье порассуждаем о том, как заметить в разработчике потенциального руководителя, что меняется в работе разработчика после того, как он становится тимлидом, и какими минимальными управленческими навыками должен владеть начинающий тимлид. Помимо руководителей статья будет полезна разработчикам, желающим стать тимлидами. Разберем, на что обратить внимание, что сделать, чтобы тебя заметили, и в каких вопросах стоит прокачаться заранее.

24.07.2025    173    0    val54321    1    

3

Мотивация Внедрение изменений Бесплатно (free)

Представьте, что у вас есть идея или предложение для команды. Вы пытаетесь ее сформулировать и уверены, что сможете заинтересовать своих коллег. Но вместо этого первой реакцией часто возникает отторжение, нежелание пробовать новое. Расскажем о пяти-компонентной структуре, которая поможет сформулировать идею и предложение так, чтобы мозг активировал систему удовольствия от будущего и сам захотел меняться и пробовать новое.

22.07.2025    235    0    user1530824    0    

5

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Менторинг — это персональное сопровождение, где опытный специалист помогает менее опытному коллеге осваивать тонкости работы. В отличие от стандартного обучения, здесь упор делается на практику, индивидуальные задачи и профессиональное развитие. Если вы хотите стать ментором, важно уметь понятно объяснять, мотивировать и выстраивать доверительный диалог. В статье разберем, как эффективно выстроить процесс менторинга и какие преимущества он дает всем участникам.

18.07.2025    473    3    Korolev    0    

3

Мотивация Бесплатно (free)

Системы грейдов – фундамент управления персоналом, но их реализация поражает разнообразием. Почему системы грейдов такие разные? Почему внутри одной компании возникают разногласия? Как система мотивации влияет на сотрудников? Эта статья – глубокий разбор парадоксов грейдинга. Мы исследуем, какие факторы и задачи бизнеса формируют принципиально разные системы в разных компаниях. Разберем корни внутренних разногласий по оценке уровня специалистов. Затронем тему мотивации и теории, объясняющие, почему грейды критически важны. И, наконец, поделимся практическим опытом внедрения: с какими вызовами пришлось столкнуться, какие инструменты сработали и какие уроки легли в основу планов на будущее.

23.06.2025    1382    0    user1270271    24    

7

Мотивация Бесплатно (free)

Недавно столкнулся с мнением, что контроффер: “устаревший метод работы, который вредит компании на любом горизонте событий” (цитата одного HR).

09.06.2025    535    0    klimdw    4    

5

Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Разрабатывая открытые решения, мы внимательнее относимся к коду, интерфейсу, документации и оформлению. А изучение чужого кода вдохновляет и открывает новые подходы. Расскажем об опыте создания открытых решений для 1С, ценности open-source и роли сообщества.

05.06.2025    2598    0    vandalsvq    18    

44

Личная эффективность Обучение и наставничество 1С v8.3 ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

Здесь я рассказал, как я со временем сформировал свой взгляд, кем хочу стать и как вижу себя в будущем.

02.06.2025    818    0    user2148151    4    

3

Мотивация Бесплатно (free)

OKR (Objectives and Key Results) – это способ ставить и достигать стратегические цели с максимальным вовлечением сотрудников. Расскажем об эволюции целеполагания, отличиях OKR и KPI и типичных ошибках при внедрении OKR.

06.05.2025    801    0    Gorinich007    0    

3
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. alexander-lubich 29 24.07.25 23:21 Сейчас в теме
"Ты учи его, учи, а он все равно уйдет" ©

Добрый день! а как Вы закрываете нехватку разработчиков?
Оставьте свое сообщение