Этот материал был подготовлен 2 года назад. С тех пор рынок труда и ИТ-сфера значительно изменились. Однако многие принципы, о которых рассказывает автор, остаются актуальными. – Прим. ред.
Меня зовут Евгения Ковалева. Я занимаюсь набором специалистов в команду и постоянно сталкиваюсь с проблемой нехватки кадров. Не хватает специалистов по регламентированному учету, по управленческому учету и не только.
В статье я расскажу, что делать при нехватке кадров: удерживать, развивать сотрудников или нанимать новых специалистов. Также расскажу о своей методике обучения начинающих специалистов.
Что такое проектная команда
Проектная команда – это группа специалистов разного профиля, которые вовлечены в работу над проектом.
Группа людей с общими интересами превращается в команду, когда каждый ее участник отвечает следующим критериям:
-
понимает объем и характер работы, которую предстоит проделать, а значит, учитывает сроки, ресурсы, бюджет;
-
планирует выполнение порученных задач;
-
учитывает сроки, ресурсы и бюджет;
-
обладает квалификацией в какой-либо предметной области;
-
сотрудничает с другими членами коллектива.
Нехватка кадров
Исходя из моей практики, я делаю вывод, что нехватка кадров в сфере ИТ ощущается с каждым годом все более остро.
Как мы ощущаем нехватку кадров?
-
При входе на проект не хватает сотрудников в проектной команде;
-
При входе на проект не хватает квалификации у сотрудников.
Таким образом, нам в основном приходится работать с начинающими специалистами.
Почему не хватает кадров?
-
Массовый переход компаний на отечественное ПО;
-
Проблемы образования;
-
Общая демографическая ситуация;
-
Решение многих компаний цифровизировать рабочие процессы;
-
Возросшая требовательность руководителей компании к прозрачности учета, к консолидированию данных;
-
Бизнес стал реже экономить на автоматизации.
Если провести сравнение с предыдущими годами, то можно заметить, что количество больших проектов увеличилось, и мы понимаем, что эта проблема актуальна и сегодня.
Возможные решения
Мы можем решить не все проблемы, но с некоторыми из них все же можно справиться.
Каким образом?
-
улучшить условия труда;
-
увеличить уровень заработной платы;
-
привлекать специалистов за счет дополнительных льгот (ДМС, корпоративные мероприятия, комфортные рабочие места и т.д.);
-
привлекать в компанию стажеров, начинающих специалистов;
-
привлекать в компанию бывших бухгалтеров.
На двух последних пунктах мы остановимся подробнее.
Кто сейчас приходит в сферу ИТ
-
Студенты факультетов ИТ-технологии – таких людей на сегодня мало.
-
Студенты других факультетов – приходят в ИТ, но тоже мало.
-
Начинающие специалисты из других сфер деятельности – это музыканты, повара, турагенты и т.д. Таких специалистов на сегодня много. У них есть большое желание освоить ИТ-специфику и переквалифицироваться.
-
Специалисты из финансовой сферы – бывшие бухгалтеры, экономисты и так далее. Эти люди хорошо знают предметную область, но не имеют опыта внедрения.
Как запустить проект в условиях нехватки кадров
Первое. Научиться работать с действующими сотрудниками.
Если сотрудников не хватает?
Второе. Найти подходящих кандидатов и нанять их.
А если их нет?
Третье. Применять наставническую схему для стажеров, бывших бухгалтеров, финансистов.
Когда появилась проблема нехватки кадров: личный опыт
В своей практике проблему нехватки кадров я начала замечать примерно с 2015 года. Тогда я работала на стороне Заказчика, и мне еще удавалось «растягивать» сроки выполнения задач – за это время я либо находила специалиста, либо выполняла задачи своими силами, иногда с помощью привлечения подрядчика.
Вернувшись к работе у интегратора, где всегда стоят жесткие сроки запуска системы, я столкнулась с тем, что сдвинуть сроки внедрения нового ПО никак не получится. Тогда передо мной встала проблема нехватки кадров более плотно.
На одном из проектов я пыталась закрыть пробелы своими силами, но это привело к работе 24/7.
Тогда я приняла решение отойти от руководящей должности. Передо мной стояли задачи, я понимала, что решить их не смогу, потому что у меня не хватает ресурсов, и приняла решение вернуться к роли аналитика:
-
на 100% погрузилась в функциональную область;
-
несла ответственность только за свой блок – регламентированный учет, при этом косвенно объединяла другие блоки;
-
не тратила время на курирование других специалистов.
Но так как я занимала раньше руководящую должность, имела опыт руководства, то не смогла остаться в роли аналитика. Я приняла решение совмещать руководящую должность с аналитическими задачами и снова столкнулась с проблемой нехватки кадров.
Как я пробовала решить эту проблему?
-
Использовала схему ротаций специалистов внутри проекта. Эта схема не приносила положительных результатов, потому что специалисты были перегружены.
-
Пробовала замену специалистов. Это приводило к затягиванию сроков, потому что новым кандидатам для погружения в проект требуется примерно 2-4 недели, некоторым – до двух месяцев.
-
Пробовала вариант наставничества начинающих специалистов на «живом» проекте.
-
Вспомнила свой опыт изучения 1С, еще будучи бухгалтером, и решила попробовать погрузить в конфигурацию 1С бывших бухгалтеров.
Две ниши специалистов: как я их разделила
Начнем с первой – начинающие специалисты из финансовой сферы: бухгалтеры, экономисты и так далее.
У бывших бухгалтеров есть знания предметной области. То есть это специалисты, с которыми я могу начинать обучение на языке бухгалтера.
Как структурировать знания такого кандидата?
Шаг 1. Объясняю, что из любой оборотно-сальдовой ведомости можно перейти до документа регистратора.
Шаг 2. Рассказываю, что в документе-регистраторе можно просмотреть проводки. Проводки – это движение по регистру бухгалтерии. Документы формируют движение не только по регистрам бухгалтерии, но и по регистрам накоплений, регистрам сведений.
Шаг 3. По этому вектору мы совместно изучаем объекты конфигурации в течение двух-трех дней.
Шаг 4. Далее кандидаты изучают конфигурацию, самостоятельно анализирует объекты.
Срок становления таких специалистов в среднем 1-2 месяца.
Вторая ниша – это начинающие специалисты из других сфер (абсолютно далеких от ИТ)
Это люди, у которых есть опыт работы в других сферах, но нет ни знаний предметной области, ни опыта внедрения. У них есть большое желание изучить 1С. Чаще всего у таких кандидатов даже есть сертификат 1С:Профессионал, у некоторых встречается наличие сертификата 1С:Специалист. То есть они пытались самостоятельно изучить конфигурацию. Но у них нет структурированных знаний.
Я пыталась обучать их по методике обучения бывших бухгалтеров. Но столкнулась с тем, что они не знают терминологии.
Как обучать таких кандидатов?
Шаг 1. Разворачиваем конфигурацию, берем для обучения «виртуальную» организацию.
Шаг 2. Заполняем базовые настройки, анализируем их.
Шаг 3. Заполняем первичную информацию о виртуальной компании в справочнике «Организация».
Шаг 4. Показываю, где настроить учетную политику, анализируем настройки учетной политики и их влияния на механизм учета в системе.
Шаг 5. Объясняю, что если конфигурация предназначена для ведения бухгалтерского и налогового учета, то в ней обязательно присутствует такой объект метаданных как план счетов бухгалтерского учета. Здесь я пытаюсь выяснить, могут ли какие-либо начинающие специалисты вырасти до хороших специалистов по регламентированному учету.
Шаг 6. Объясняю, что все конфигурации состоят из основных объектов метаданных: справочники, документы, регистры и отчеты. То есть пытаюсь для начинающих специалистов структурировать знания о конфигурации.
Шаг 7. Объясняю, что справочники максимально хранят всю справочную информацию.
Шаг 8. Рассказываю про следующий объект метаданных – это документ, в котором указываются справочники, созданные на предыдущих шагах и дополнительная информация.
Шаг 9. Рассказываю, что документы имеют признак проведения. После проведения появляются движения во множество зависимых регистров: регистр бухгалтерии, регистры сведений, регистры накопления и регистры расчетов.
В таком векторе специалисты продолжают обучение и изучение конфигурации. Срок становления таких специалистов примерно 2-3 месяца.
Какие сложности возникают в процессе обучения?
Применительно к РСБУ: начинающим специалистам не удается погрузиться во все бизнес-процессы достаточно быстро.
Например, ПБУ 18/02, с отражением временных (ВР) и постоянных (ПР) разниц. Для глубокого освоения этого функционала начинающему специалисту может потребоваться несколько лет изучения и практики.
Непростые подсистемы в 1С:ERP или в 1С:УХ – это планирование и бюджетирование.
У кандидатов должен быть математический склад ума, чтобы уметь настраивать «Источники данных» для формирования показателей отчетов, документов.
Сложности возникают в 1С: ERP с подсистемой Производство, с расчетом себестоимости.
Здесь нужны не только теоретические знания, специалисту обязательно нужна практика, необходимо знание предметной области.
И только после первого пройденного успешного внедрения подсистемы у специалиста появляются уверенные знания конфигурации и ее возможностей.
Общие рекомендации для аналитиков
Хочу обратить внимание на такой инструмент, как «Универсальный отчет». Он есть в типовых конфигурациях. Обязательно показывайте его начинающим специалистам.
Например, если построить «Универсальный отчет» по регистру накопления «остатки обороты», то визуально форма отчета похожа на оборотно-сальдовую ведомость.
То есть бывшему бухгалтеру удобно с ним работать, а начинающим специалистам этот инструмент обязательно необходимо изучать уже в начале обучения.
Как после обучения выводить специалистов на общение с заказчиками
Шаг 1. Даю задание «Написать/разработать документацию по проекту». Перед отправкой Заказчику я вычитываю написанную начинающих специалистом документацию.
Шаг 2. Прошу подготовить демонстрационные примеры в 1С. Специалист показывает результаты, а я озвучиваю, что необходимо скорректировать. После этого проводим демонстрацию Заказчику по согласованному ранее сценарию;
Шаг 3. Начинающих специалистов я приглашаю на встречи с Заказчиком для прослушивания «фоном», как ведется диалог. Так специалист быстрее погружается в проект.
Плюсы и минусы привлечения в проект начинающих специалистов
Минусы:
-
Увеличение сроков выполнения задач;
-
Увеличение трудозатрат на выполнение задач, ввиду наставничества;
-
Потраченные впустую ресурсы на «неуспешных учеников», которые не оправдали ожиданий.
Плюсы:
-
Увеличение команды на будущие проекты;
-
Экономия ФОТ за счет более низких ставок ЗП;
-
Выращивание будущих специалистов по узконаправленным блокам конфигураций, например, Планирование, Централизованные закупки и др.
Основные итоги
Из специалистов финансового сектора можно вырастить:
-
хорошего методолога 1С,
-
хорошего консультанта по Регламентированному учету, Международному учету, Бюджетированию и Казначейству;
Из специалистов нефинансового сектора можно вырастить:
-
хорошего специалиста по оперативному контуру;
-
хорошего специалиста по узконаправленным функциональным областям.
Важно и нужно продолжать искать варианты подготовки кадров!
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Анализ & Управление в ИТ-проектах.