Система взаимодействия – платформенный механизм для интерактивной коммуникации пользователей одной или разных баз 1С между собой, и отправки сообщений со стороны сервера «1С:Предприятия» на сторону клиентского приложения.
Механизм системы взаимодействия появился в платформе три года назад в версии 8.3.10 и был анонсирован в блоге разработчиков «Заметки из Зазеркалья» как встроенный в платформу мессенджер для пользователей прикладных решений 1С. В версии 8.3.11 появилась возможность информировать с его помощью клиентское приложение о событиях на сервере «1С:Предприятия».
Мы расскажем о том, как изменился механизм за последний год, и проводим опрос «Используете ли вы механизм системы взаимодействия?».
Ключевая возможность – передача сообщений с сервера на клиент
Оповещение пользователей о событиях информационной базы значительно упростило автоматизацию задач, которые раньше решались через периодический опрос сервера или не решались совсем. Например, на базе системы взаимодействия можно реализовать:
- механизм бесшовной интеграции с SIP-телефонией (в «1С:Управление нашей фирмой» с помощью системы взаимодействия реализована интеграция более чем с 50 операторами телефонии) – сервер принимает входящий SIP-звонок, по номеру телефона ищет в базе контрагента и показывает пользователю уведомление о входящем звонке вместе с карточкой контрагента и историей взаимодействия с ним.
- синхронизацию изменений, вносимых разными пользователями в один документ (совместную работу);
- обновление дашбордов и визуализацию этапов выполнения длительных серверных операций без обработчиков ожидания;
- мониторинг показателей датчиков оборудования с оповещением пользователей;
- отслеживание опозданий сотрудников (уведомления от турникета проходной);
- уведомление о поступлении заказа на склад, незакрытой кассовой смене – о любых событиях, на которые можно организовать подписку.
Примеры передачи информации с сервера на клиент с помощью системы взаимодействия есть в публикациях «Система взаимодействия. Быстрый старт» и «Сервер-клиентский вызов».
Возможности онлайн-взаимодействия пользователей
В системе взаимодействия активно развиваются возможности онлайн общения между пользователями баз 1С с помощью текстовых сообщений и видеозвонков. В текущей версии доступны:
- чаты с поддержкой эмодзи и гиперссылок на URL и объекты информационной базы;
- контекстные обсуждения документов, элементов справочников;
- аудио и видеозвонки, групповые видеоконференции с управлением отображения участников;
- обмен файлами;
- демонстрация экрана;
- установка статусов пользователей;
- редактирование и удаление сообщений;
- push-уведомления при использовании мобильного клиента.
Система взаимодействия может объединять несколько приложений 1С в единое пространство для общения, а начиная с версии «1С:Предприятие 8.3.17» ее можно интегрировать с мессенджером Telegram и социальной сетью ВКонтакте – это еще больше расширяет круг ее возможных пользователей.
Совместное редактирование данных в системе
Начиная с платформы «1С:Предприятие 8.3.15» с помощью системы взаимодействия пользователи могут согласовывать последовательность действий при редактировании одних и тех же данных:
- написать сообщение пользователю, который заблокировал объект системы;
- узнать о возможности начать редактирование (о снятии блокировки и сохранении внесенных другим пользователем изменений);
- удаленно снять блокировку.
Боты
Можно написать бота-ассистента, понимающего определенный набор команд, чтобы максимально автоматизировать некоторые этапы бизнес-процессов. В ответ на команду бот может предлагать определенный набор гиперссылок для быстрого выполнения действий в программе.
За два года существования этой возможности бот-ассистент Даша приобрела массу навыков и стала признанным помощником ведения учета для пользователей конфигурации «1С:Управление нашей фирмой».
Объектная модель для программной работы с системой взаимодействия позволяет написать бота самим и гибко настроить его под бизнес-процессы вашей системы.
Подробные инструкции по написанию различных ботов для системы взаимодействия есть на портале 1С:ИТС в книге «Система взаимодействия. Коммуникации в бизнес-приложениях».
Подключение к серверу взаимодействия
Система взаимодействия реализована в клиент-серверной архитектуре. Ее клиентская часть выводится в интерфейсе «1С:Предприятия», а серверная – представляет собой отдельный программный продукт «1С:Сервер взаимодействия», который может быть развернут в интернете или в локальной сети организации. Связь между клиентскими приложениями и сервером взаимодействия осуществляется по протоколу WebSocket.
Для работы с системой взаимодействия информационную базу нужно подключить к серверу взаимодействия. Быстрее всего подключить базу к бесплатному общедоступному сервису 1С:Диалог (wss://1cdialog.com), развернутому на аппаратных мощностях фирмы «1С». Сервис 1С:Диалог не требует наличия лицензии уровня КОРП, но работает только при подключенном интернете.
Также можно воспользоваться отдельным дистрибутивом продукта «1С:Сервер взаимодействия» и развернуть его в локальной сети организации, чтобы полностью контролировать все компоненты программного решения. Этот вариант не требует постоянного соединения с интернетом.
Продуктом «1С:Сервер взаимодействия» можно пользоваться при наличии лицензии уровня КОРП или при покупке отдельной поставки «1С:Сервер взаимодействия».
Процесс установки сервера взаимодействия несложный и подробно описан в публикациях «Установка системы взаимодействия» и «Установка 1С Сервера взаимодействия на Linux».
Но нас интересует не только теория развития механизма: нам интересно, как участники сообщества используют систему взаимодействия на практике. Для этого мы составили опрос. Если вы пользуетесь системой взаимодействия – расскажите в комментариях к этой новости: какие задачи вы решаете с ее помощью?
Первые 100 содержательных, по нашему мнению, комментариев получат символическое вознаграждение в 1 стартмани.