С 1 января 2019 года самозанятые в России могут официально зарегистрироваться и платить налоги по льготной ставке. Этим воспользовались работодатели: они массово увольняют сотрудников, чтобы оформить их как самозанятых и оптимизировать налоги. Разбираемся, к чему это приводит.
Что дает закон о самозанятых
По новому закону, самозанятыми считаются граждане России и стран ЕАЭС, которые выполняют работу для физлиц и систематически получают прибыль. Они не должны состоять с заказчиком в трудовых отношениях. Также самозанятые не имеют права нанимать сотрудников.
Пока самозанятые становятся на учет в добровольном порядке. Ставка налога для них – всего 4% при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами. Она будет действовать следующие десять лет. Пока система действует в рамках пилотного проекта в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. Платить налоги можно через приложение «Мой налог».
Уход от налогов
Сотрудники стали жаловаться, что работодатели не оставляют им выбора. Сначала компания требует от сотрудника уволиться по собственному желанию, а затем заключает с ним договор как с самозанятым. На рабочем месте сотрудник находится по договору аренды рабочей площади.
Результат – компания не платит за сотрудника налоги по стандартной ставке, которая составляет 13% за резидента и 30% за нерезидента РФ. Также не нужно платить страховые взносы (еще 30%). В отдельных случаях компания может рассчитывать на льготы от государства.
Еще одна проблема в том, что многие ИП с доходом до 2,4 млн рублей планируют перерегистрироваться и стать самозанятыми. Это позволит им уменьшить отчисления. Правда, придется вывести сотрудников за штат и работать с ними «вчерную». В итоге сборы налогов в регионах гарантированно уменьшатся.
Нарушение Шредингера
Технически доказать незаконность такой схемы сложно. Разъяснений пока не дали ни представители ФНС, ни московской Трудовой инспекции, ни авторы новых норм. Зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Леонид Симановский отметил, что авторы закона «договорились не комментировать это».
Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов считает, что закон сырой, и его явно будут дорабатывать. Эксперт добавил: «В силу роста налоговой и фискальной нагрузки на предприятия и на граждан, отдельные предприниматели будут рассматривать такой механизм в качестве оптимизации налогов». Алисенов пояснил, что регистрация самозанятых позволяет работодателям экономить, прежде всего, на страховых взносах. И это суровая необходимость.
С нового года компании, работавшие по упрощенной системе (УСН), лишились льгот и будут выплачивать 30% вместо 20% за каждого сотрудника. К тому же растут тарифы, проводится индексация акцизов, НДС повысился с 18% до 20%.
Эксперт предположил, что изменения в закон внесут не раньше, чем через год. Пока же его будут «обкатывать» в реальных условиях.
Пенсия под вопросом
Самозанятым предоставили возможность самостоятельно решить, будут ли они отправлять отчисления в пенсионный фонд. Так как работодатели все добровольное считают лишним, сумму уплаты этого налога сотрудникам явно не компенсируют.
В результате, если сотрудник увольняется по собственному желанию, оформляется как самозанятый и не отправляет отчисления в пенсионный фонд, то по достижении пенсионного возраста он сможет рассчитывать лишь на минимальную пенсию.
Альтернативное мнение
Экономист Екатерина Мирошкина считает, что схема ухода от налогов не сработает. Эксперт заявила: «Если хотите, чтобы ваш сотрудник работал с вами как самозанятый, между увольнением и регистрацией должно пройти два года». И даже такой вариант предполагает огромный риск.
Фактически работодатель может уволить человека. Но после этого экономии не получится: все, что сможет работодатель – зарегистрировать самозанятого в приложении. Дело в том, что пп. 8 п. 1 статьи 6 нового закона четко сказано: доход от этого работодателя в течение двух лет после увольнения не попадет под специальный налоговый режим. Чек в приложении не спасет от уплаты налогов по прежней схеме.
Скрыть, кто именно платит самозанятому, также не получится. Сотрудник в чеке по доходам от юрлица или ИП указывает там ИНН плательщика и отправляет документ в ФНС. Инспектор увидит, как давно плательщик был работодателем самозанятым и доначислит все, что положено: взносы, НДФЛ по ставке 13%, а также пени и штрафы.
Теоретически можно оформить договоры на самозанятых от другой фирмы. Но ФНС легко установит, что среднесписочная численность штата компании внезапно резко уменьшилась, а уволенные сотрудники стали самозанятыми. Причем деньги они теперь получат в фирме с совпадающими учредителями, офисами и т. д.
Словом, ФНС сможет доказать, что самозанятый – полноценный сотрудник компании. Причем договор об аренде рабочего места станет одним из главных доказательств трудовых, а не подрядных отношений.