Ввиду возникшего в последние дни интереса к теме сравнения SAP и 1С решил поделиться с сообществом краткими выводами по результатам сравнения функционала SAP ERP и 1С УПП.
Сравнение производилось с точки зрения потребности крупного промышленного предприятия (НПО) с полным циклом производства (от ОКР до серийной продукции).
Честно могу сказать, что особого смысла в этом сравнении я не видел: и УПП в обозримом будущем с поддержки снимут, и на мой взгляд, тот клиент, который купит САП никогда не купит 1С и наоборот. И дело тут не в деньгах. Пока есть четкое понимание того, что САП и 1С – это разные непересекающиеся вселенные. Скорее всего, как только в УП 2.0 будет реализован весь заявленный функционал, эти вселенные начнут реально пересекаться и конкурировать. Любопытная, надо сказать, будет картина. А пока есть то, что есть.
Как проводилось сравнение
Были выделены порядка 500 функций ERP системs. За основу была взята таблица функций ERP кого-то из большой четверки. После анализа функций, близкие по сути были убраны и в результате осталось порядка 250 функций.
Функции были сгруппированы по модулям САП (в САПе реальная модульность) и потом две группы консультантов (САП и 1С) проводили анализ реализаций этих функций в своих системах.
Результаты сравнения
Результаты я провожу по модульно с некоторыми комментариями.
FI (Финансовая бухгалтерия) в САП Бух. учет в 1С
Тут перевес на стороне 1С. В САПе немного лучше сделан учет дебиторки- кредиторки, есть система напоминаний. Но что касается работы с банком и получения различной бухгалтерской отчетности и поддержки российского законодательства, то тут 1С на голову выше САП.
ММ (Управление материалами) в САП Часть закупок и учет запасов в 1С
Оперативный учет (учет движения ТМЦ) – баш на баш. Планирование лучше в САПе.
SD (управление сбытом) в САП Управление продажами в 1С
Тут тоже можно сказать паритет, в 1С нет только учета операций транспортировки и учета рекламных атак. Но аналитическая отчетность лучше в 1С.
СО (Контроллинг)
Тут 1С проигрывает полностью, какие-то функции контроллинга можно реализовать на базе подсистемы бюджетирования, но это все через одно место, да оперативностью тут не пахнет.
IM (Управление инвестициями)
Функционал в УПП отсутствует
CFM (Управление корпоративными финансами)
Функционал в УПП отсутствует
SEM-BCS (Консолидация корпоративной информации)
Функционал в УПП отсутствует
RA (Управление недвижимостью)
Функционал в УПП отсутствует
PS (Управление проектами)
Функционал в УПП отсутствует
HR (Управление персоналом) в САПе расчет заработной платы и управление персоналом в УПП.
Тут в части реализации российских особенностей УПП в не конкуренции. В остальном баш на баш.
PP (Управление производством) в САПе и в УПП тоже самое
В 1С оперативный учет производства реализован, только при переделе возникает либо новая характеристика либо новая номенклатура, что не соответствует практике машиностроительных производств. Там номенклатура при движении по переделам не меняется, просто на нее навешиваются затраты. В общем себестоимость посчитать можно.
А что касается планирования, то проще было бы не заявлять этот функционал. Планирование вообще слабая часть УПП. Эту тему стоит рассматривать отдельно.
Резюме по производству: Если считать, что идеал не достижим, то 4 САПу и 2 УПП.
PM (ТОиР)
Функционал в УПП отсутствует
SEM-CPM (Мониторинг эффективности корпорации, управление отношениями с стейкхолдерами)
Функционал в УПП отсутствует
BW (Бизнес-анализ и стратегическое управление)
Функционал в УПП отсутствует
WF (Управление процессами и потоками операций)
Функционал в УПП отсутствует
SCM-APO (Детальное интегрированное планирование и оптимизация)
Функционал в УПП отсутствует
SCM-APO (Детальное интегрированное планирование и оптимизация)
Функционал в УПП отсутствует
Общие замечание по САПу и 1С
Консультанты
САП – узкоспециализированые (найти консультанта, который знает смежный модуль – это уже большая удача, а если еще и абапить умеет, то это уже близко к чуду). Но при этом единство понятий – каждый сапер под ПР, ТЗ, СИТ понимает одно и то же. Как следствие когда формируешь команду проекта проблем совместимости понятий нет. Не зависимо от того как собираешь людей: как фрилансеров или как субподряд.
1С – Не знать смежную область - это дурной тон. Процентов 80% умеют кодит, причем многие на высоком уровне. Но вот с понятиями – полный разброд и шатание. Первым делом на проекте приходится стыковать понятийный аппарат и технологии работы. А иметь на проекте парочку субподрядчиков – это уже занятие не для слабонервных.
Разработка
САП – трудоемкий процесс, требующий знания конкретных таблиц системы, следствие: долго и дорого.
1С – тут по сравнению с САПом – одно удовольствие, работаешь с объектами бизнес-логики, а остальное платформа берет на себя. Следствие – трудоемкость на порядок ниже, легкая переносимость и адаптация кода.
Интерфейс
САП – полный отстой, наследие DOS. Юзабилити страдает по всем направлениям.
1С – Интуитивно понятный, легкий в освоении.
Выводы:
Поскольку УПП – уже уходящая система, то интересно было бы провести такое сравнение с УП 2.0, что надеюсь получится сделать в ближайший год.
P.S. Прошу не кидать в меня тухлыми помидорами, если есть сомнения в анализе, каждый может провести такое же сравнение для себя самого.