Здесь не будет точного рецепта того, как стать супер программистом. Здесь будут наставления и рекомендации, которые помогут войти в эту профессию с максимальной эффективностью. Статья в основном для тех, кто только планирует пойти работать программистом 1С или только начал им работать. Все эти рекомендации я пишу исходя из личного опыта, который получил сам, а также на основе того опыта, которым лично со мной поделились другие специалисты 1С. Всё это я накопил за несколько лет и поделюсь этим с вами.
Действительно, на рынке труда дефицит опытных и хороших программистов 1С. Этот дефицит подтверждается и уровнем зарплаты, который предлагают работодатели. Примерный уровень зарплаты ни для кого ни секрет, он находится в открытом доступе на популярных сервисах поиска работы. Тему востребованности специалистов и почему их не хватает я освящать не буду, так как об этом тоже есть хорошие статьи, например здесь и здесь. С момента публикации тех статей – почти ничего не изменилось в области работы 1С: как был острый кадровый голод, так он и остался. Стажёры приходят, но не все из них "взлетают". Остаются работать лишь немногие.
Если вы решили пойти работать в область, связанную с 1С, то тут у вас три варианта: работа в штате, 1С франчайзи, фриланс. Везде есть свои плюсы и минусы. Об этих трёх направлениях есть большая статья на инфостарте. И лично я бы рекомендовал идти в 1С франчайзи. Объясняю почему: в большинстве франчайзи существует разнообразный поток работы с многочисленными задачам 1С. Если вы попадёте сразу в боевые задачи или небольшие проекты – у вас будет быстрый прирост общих знаний. Будете знать общую кухню того, что происходит в мире 1С. Что-то получаться сразу не будет и это нормально, ведь быстрорастворимых звёзд – не бывает. Здесь действует принцип роста, который, можно сказать, является законом. Все знают этапы развития бабочки: сначала личинка → затем гусеница → потом куколка → и только потом бабочка. И примеров существования этого закона – масса! Также и здесь: сначала стажёр 1С, затем промежуточные этапы (их абстрактных классификаций очень много), затем уже только опытный программист, возможно даже эксперт. Если хотите перед устройством на работу подготовиться, то можно найти курсы Гилева "Программирование 1С за 21 день". Но долго с подготовкой к предстоящей работе стажером сидеть не рекомендую, ведь работа стажером – уже и есть подготовка. Нельзя на 100% подготовиться к работе, но базовые знания – всё же нужны.
Я считаю, что по прошествии некоторого периода работы каждый стажер в этих всех базовых вопросах находит какую-то свою нишу, может в неё очень сильно углубиться, и выбирает направление своей специализации. Это не значит, что он знает только что-то одно, но не знает другое. Напротив, он знает все области, но одна из них ему очень по душе и он в ней хорошо разбирается (так сказать, это его стезя), а ответы по остальным вопросам он обязательно найдёт при необходимости. Исходя из этих базовых механизмов 1С, специалисты далее делятся уже по своим направлениям (консультант, системный администратор, программист 1С, эксперт по технологическим вопросам (высоконагруженным системам) и другие). О пути развития специалиста 1С – это уже отдельная большая тема, но мы с вами поговорим о рекомендациях на старте вашего пути.
Итак, рекомендации:
1. Самое главное, что я поставлю на первое место: обязательно нужно делать резервную копию перед своей работой! Говорят, что есть два типа программистов: те, кто делает резервные копии; и те, кто будут делать резервные копии! На самом деле есть ещё тритий тип: те, кто проверяют уже сделанные копии. К сожалению, об этом третьем типе я узнал только когда уничтожил операционную систему на одном из компьютеров, где стояла 1С.
4. Где брать знания. Бывает, так, что я безуспешно и часами выискиваю ответы на вопросы на различных форумах, но потом оказывалось, что ответ был под носом – в справке 1С =)
И так, где же брать знания. Вот мои простые ссылки на базу знаний: сайт ИТС, справка в программах 1С и платформе, инфостарт и другие форумы 1С, статьи опытных специалистов. Также рекомендую набираться опыта у более опытных коллег, тем самым сочетая самостоятельное изучение и обучение другими людьми. Это достаточно мощный рецепт получения новых знаний. Также в фирмах 1С франчайзи предоставляют возможность сдавать экзамены и получать за них сертификаты
5. Настоятельно рекомендую вести свой журнал работ, делать заметки о выполненной задаче. Это очень помогает, когда ты, например, выполнил какую-то нетривиальную задачу клиенту, а через полгода ты к ней вернулся, чтобы добавить то, что ещё попросил клиент. И вот, ты к ней вернулся, не помнишь весь контекст и описание механизма. И если у тебя есть твоя же запись того, что ты делал и как это работает – ты сэкономишь кучу времени. А это есть большой прирост в эффективности твоей работы.
Этот журнал может быть как в электронном виде так и в бумажном (лично я веду его в обычном блокноте). Как показал мой многолетний опыт, самое полезное что можно потом достать из этого журнала: дата работы; имена и телефоны всех тех, с кем взаимодействовал; с каким вопросом обратился клиент; какую работу я выполнял; версии программ; логины и пароли; ссылки на ресурсы или источники информации, к которым пришлось обратиться; ключевые моменты и подводные камни. Веду я его в отдельных файлах по месяцам, но можно и поквартально. Плюсы блокнота: быстрый запуск, сохранение, быстрая установка даты и времени F5, быстрый поиск по ключевым словам (программам или именам сотрудников). Вы можете вести этот журнал не в notepad, как я - а там, где угодно, хоть в самой 1С.
6. Перед началом выполнения задачи – всегда делать краткое техническое задание в свободной форме, и озвучить его клиенту, чтобы удостовериться, что вы поняли друг друга. Даже если все сложности данной задачи на данном этапе вам понятны – всё равно записывайте краткие тезисы и аспекты задачи: любые попытки удержать все детали в голове приведут к провалу. Есть популярная картинка, почему нужно ТЗ и его согласование:
7. Если нет опыта в выполнении той или иной задачи и тебя просят сообщить, сколько потребуется времени – не делай оценку сложных задач по срокам, т. к. в ней могут быть неуточнённые детали, подводные камни, нюансы и т. п., из-за чего задача может растянуться в разы.
8. Разбивайте крупные задачи на более мелкие и старайтесь добиться поэтапной оплаты. Это снизит сложность отдельных подзадач относительно конечной цели проекта и позволит осязать каждый этап выполнения, а нам именно это и нужно – отдача в виде результата. Это увеличит мотивацию, а как следствие и эффективность. При разбиении крупной задачи на более мелкие – они не должны быть на сто процентов предсказуемыми и супер быстрыми, это снижает мотивацию и увеличивает рутинность. Нужна некоторая золотая середина: не слишком большая задача и не слишком мелкая. Лучше планировать решение задачи до того момента, приближение которого видно на горизонте достаточно ясно. А вообще есть целая отдельная тема (или даже книга), в которой говорится, что мотивация для нас - это то, как наш мозг видит полезность задачи. Постарался описать кратко этот пункт. Приведу только формулу (не помню источник):
Подытожим: полезность – это и есть мотивация. Мы увеличиваем числитель (уверенность в выполнении простой задачи), и уменьшаем знаменатель в формуле (срок до завершения), тем самым повышая мотивацию. Другие две переменные изменить будет уже гораздо сложнее. Очень простая и эффективная формула мотивации, применимо не только к 1С, мною проверено.
9. Рано или поздно придётся наводить порядок в багаже знаний и файлах, обработках, которые ты накопил за некоторое время работы. Поэтому как-можно раньше наведи порядок в своей рабочей папке, чтобы далее складывать уже новые файлы туда, где им место и ты потом быстро сможешь их найти. Бардак может сыграть с тобой злую шутку. И не нужно принимать всерьёз фразу: «Умному нужен порядок, а гений разберётся в хаосе». Хаоса тебе хватит в потоке задач, которые будут поступать. Кстати, хочу написать статью про хаос, его пользу и вред, есть о чём рассказать. Если эта статья будет многим интересна – продолжение будет именно про хаос =)
10. Ещё, что хочется добавить – изучайте новое не только по 1С, но и также развивайтесь разносторонне, особенно в сторону взаимоотношений с людьми, только так будет рост. В крупных проектах и задачах – слишком много факторов не технического характера, и в них область действия смещается от технологии в сторону коммуникаций и рисков.
Возможно, многие скажут, что взаимодействием должен заниматься менеджер, а программист программированием. Да, в структурированной и идеальной компании это так. Но идеальных компаний не существует, и в вашей организации обязательно будет присутствовать доля хаоса и вам просто придётся решать вопросы рабочих отношений и организационных моментов, а возможно даже и заниматься политикой организации. «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами», Шарль Форб де Монталамбер©
11. Когда я только начинал работать, то в конце каждого месяца решил записывать свои результаты работы. И по прошествии нескольких лет заметил интересную динамическую закономерность.
Когда ваша работа связана с постоянным изучением нового, а так обязательно и будет, то у вас стабильности не будет, будут как спады в работе, так и подъёмы. То есть может быть в текущем месяце хуже, чем в предыдущем. Не нужно принимать близко к сердцу краткосрочные кризисы в продуктивности вашей работы, нужно принимать их как должное, как часть развития, как часть системы, как день и ночь, как лето и зиму. Вместо работы иногда приходится тратить время на обучение, которое обязательно потом окупится. Просто помните, что вы идёте в верном направление, и в долгосрочной перспективе (если конечно вы прикладываете усилия в обучении) ваша эффективность будет расти пропорционально вашим новым знаниям, и эта мысль должна вас греть и заставлять двигаться дальше. Я привёл более идеализированный вид долгосрочного графика продуктивности, и вижу его синусоидальным, с восходящей медианой.
Как видно из графика, могут наблюдаться очень сильные спады. При вашем обучении в долгосрочной перспективе - обязательно будет подъём! Если не обучаться - то медиана продуктивности будет наоборот - идти вниз. Появляются новые технологии, при этом старые вы ещё можете и забыть - и тогда «эскалатор эффективности» унесёт вас в самый низ. (см. пункт 2).
12. Не слушать скептиков и пессимистов, которые говорят, что у тебя это не получится, и что тебе определённым направлением заниматься не стоит: они просто обрывают вам крылья. Особенно не слушать советы тех, кто так и не добился каких-то успехов в 1С или ушёл из этой области бизнеса, прогнозируя скорый крах 1С (да, такие мнения я тоже слушал в живую и такие статьи десятилетней давности я также встречал на просторах рунета). Не смотря на их прогнозы 1С не просто жива, она продолжает расти и развиваться. Так что прогнозы этих критиков не более чем нытьё. На инфостарте есть хорошая мотивирующая статья, в которой человек рассказывает свою интересную историю.
Возможно опытные специалисты и пользователи инфостарта добавят что-то от себя, что вам также поможет на вашем старте в 1С.
Хочу выразить благодарность всем тем, кто давал мне подобные наставления в начале пути, также тем, кого я не знаю и чьи статьи я когда-то читал. И вот я тоже хочу внести свой вклад, передать эстафету начинаний в области 1С вместе с дополнениями от себя ;)