В июле 2018 года начался второй этап эксперимента по маркировке табачных изделий. Какие выводы можно сделать после окончания первого этапа?
По оценке Минпромторга, доля незаконного оборота товаров в России составляет от 20 до 50%. Для борьбы с нелегальными производителями и фальсификатом ввели цифровую маркировку товаров, которая заменит существующие способы контроля, объединив их в одно высокотехнологичное решение. Кроме этого, планируется создать единый каталог, в который, как в базу данных, внесут всю маркированную продукцию. К информации в этом перечне откроют свободный доступ.
Первые шаги
Весной 2016 года в России начали маркировать RFID-метками меховые изделия, а 12 августа маркировка стала обязательной на территории ЕврАзЭС. Наличие меток свидетельствует о том, что с товара уплачены налоговые и таможенные платежи.
RFID-метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация товаров) – метки для хранения данных и передачи их бесконтактным способом.
Сегодня в России маркировка меховых изделий и медицинских препаратов является обязательной.
Эксперимент по маркировке табака
Центр развития перспективных технологий (оператор проекта маркировки) подвел итоги первого этапа эксперимента по маркировке табака. Он длился с 15 января по 31 июня 2018 года при участии крупных производителей, дистрибьюторов, через которых реализуется более 88% табачной продукции, ритейлеров, а также разработчиков программного обеспечения, операторов фискальных данных и электронного документооборота.
По информации ЦРПТ, в течение экспериментального периода удалось отработать технические и операционные алгоритмы маркировки табачной продукции кодами Data Matrix.
Data Matrix – штрих-код с данными, которые подтверждают подлинность продукции (наименование марки сигарет, дата, место и время производства пачки). По первичным документам происходит автоматический контроль движения товара.
Передовая система цифровой маркировки
В Минпромторге считают, что отрасль оказалась готова к массовому выпуску продукции с цифровыми кодами, а в перспективе маркировка упростит технические и бизнес-процессы. Благодаря участию разработчиков программного обеспечения и кассовой техники в пилотном проекте создали передовую систему цифровой маркировки, которую станут применять для других товарных групп в дальнейшем.
«Это кропотливая работа, но она движется по верному направлению», – заявил Виктор Евтухов, заместитель министра Минпромторга.
На втором этапе, который уже начался, к эксперименту подключатся импортеры, представители мелких и средних розничных сетей, табачные компании станут маркировать продукцию, которая производится для продажи в России.
Гражданский контроль
Правительство планирует привлечь россиян к участию в эксперименте по маркировке. Для этого разработано мобильное приложение, через которое покупатели смогут сообщить уполномоченным органам о фактах продажи контрафактных товаров.
Ян Витров, представитель Центра развития перспективных технологий, рассказал, что «с внедрением системы маркировки в приложение будут постепенно попадать все категории товаров. Сегодня приложение тестирует считывание маркировки пачек сигарет».
Закон об обязательной маркировке товаров
В 2019 году обязательная маркировка охватит новые категории товаров в рамках комплексного подхода к решению проблемы нелегального оборота. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, выглядит так: табачная продукция, духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, пальто, плащи и куртки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, обувь и фотокамеры.
Начнут обязательную маркировку не одновременно: для табака старт тестового проекта назначен на 1 марта 2019 года, для обуви – 1 июля 2019 года, для духов, шин, одежды и других групп товаров – 1 декабря 2019 года.