Эксперты аналитического центра TAdviser совместно с сотрудниками Postgres Professional изучили перспективы импортозамещения систем управления базами данных (СУБД). Выяснилось, что 70% крупнейших корпораций и госорганов готовы перейти на новые СУБД. Основные причины – импортозамещение и потребность в новых функциональных возможностях.
Зачем переходить на новые СУБД
По январским данным Счетной палаты, 99% госфондов и федеральных органов исполнительной власти работают с иностранными СУБД. Но в реестре отечественного ПО числится 55 решений такого класса:
- Postgres Pro на базе открытого PostgreSQL,
- Tarantool Mail.ru Group,
- ClickHouse «Яндекса» и др.
Компании много лет использовали решения от лидеров рынка – преимущественно продукты из США. Единственные катализаторы перехода на СУБД от «отечественного производителя» – законы об импортозамещении и усиление санкций со стороны США. Oracle уже ужесточила правила использования своих систем в российской нефтегазовой сфере. Многие западные разработчики не могут гарантировать выполнение контрактов. Они не знают, как изменится геополитическая ситуация в будущем.
Обратите внимание, что одна компания может работать не с одной СУБД, а с несколькими.
Как выбрать СУБД
Около 80% опрошенных заявили, что переход на новый софт – вынужденная мера. Только так можно выполнить требования правительственных директив и нормативно-правовых актов. Обеспечить дополнительную безопасность с помощью новой СУБД стремятся 72% респондентов. По сути, переход на российскую СУБД – диверсификация рисков. В 80% случаев функциональности отечественных продуктов будет достаточно. Для остальных импортозаместить ПО не получится.
При выборе новой СУБД опрошенные ориентируются на производительность. Окончательное решение готовы принять, ориентируясь на подтвержденные результаты работы ПО под промышленной нагрузкой. Обращают внимание на надежность и безопасность, а также на качество техподдержки со стороны разработчиков и интеграторов, а также масштабируемость.
Немаловажный фактор – возможность экономии издержек, особенно при укрупнении решения. Большинство опрошенных надеются с новой СУБД сэкономить на лицензионных платежах при расширении системы.
Стоит ли замещать
Эксперты сходятся во мнении, что переходить с популярных зарубежных СУБД на отечественные аналоги будет сложно, небезопасно и дорого. Необходимо менять текущие процессы, обучать персонал. Собственную ИТ-инфраструктуру и используемые продукты нужно адаптировать к новым СУБД. Далеко не все промышленное ПО поддерживает работу с любой базой данных, особенно с российскими продуктами. Заплатить придется и за параллельное использование двух лицензий, ведь процесс миграции займет время.
Наконец, «мигрантам» понадобится план действий на время простоя. Обычно работу в крупных СУБД ведут пользователи из разных часовых поясов, и нужно организовать процесс миграции так, чтобы данные не повредились и остались доступны.
Иностранное ПО могут запретить
Госдума допускает полный запрет на закупку американского ПО для госорганов. При этом доля таких программ в госсекторе достигает 90%. Запрет – симметричный ответ на американские санкции: подготовлен законопроект «О мерах противодействия на недружественные действия США». Импортозамещение в стране ведется, но до сих пор рынок испытывает серьезную зависимость от зарубежных продуктов.
Если законопроект примут, его реализация станет логическим продолжением запрета на госзакупки иностранного ПО при наличии российских аналогов. Сейчас закупать иностранное ПО можно, если подходящего отечественного продукта нет в специально созданном реестре либо если госорган докажет, что зарубежный аналог лучше.
Запрет может коснуться не только госорганов, но и отдельных юрлиц. Кого именно, в Госдуме не уточняют.