Некоторые банки начали блокировать по просьбе клиента удаленный доступ к счетам. Центробанк намерен сделать подобную услугу обязательной для всех финансовых учреждений.
Обязательный сервис
По сообщению РБК, Центробанк сейчас прорабатывает возможность предоставить всем клиентам кредитных организаций право запрещать доступ к своим онлайн-кабинетам. Регулятор таким образом намерен упростить борьбу с мошенниками, которые при помощи социальной инженерии получают необходимые реквизиты для совершения цифровых платежей.
«Цель такая есть, в путь уже пошли, когда будет результат – пока не скажу», – заявил Артем Сычев, замглавы департамента информационной безопасности ЦБ. По его словам, сейчас ведомство готовит поправки к закону о защите прав потребителей, которые обяжут банки по требованию клиента отключать онлайн доступ к счетам.
«Технологически такой функционал уже реализован у ряда банков. Мера действенна в случаях, когда клиента финансовой организации провоцируют дистанционно совершить действия с депозитными счетами в пользу злоумышленников», – пояснил представитель ЦБ. При этом Сычев уточнил, что регулятор не рассчитывает на значительное снижение случаев мошенничества, а надеется на создание дополнительных препятствий для влияния на клиента. Мера необходима для того, чтобы затруднить злоумышленникам влиять на клиента – он не сможет перевести им деньги.
В чем проблема
По данным Центробанка, за девять месяцев 2020 года мошенники похитили с банковских счетов и карт около 6,5 млрд рублей. Чаще всего злоумышленники пользуются приемами социальной инженерии – например, при телефонном звонке представляются сотрудниками службы безопасности финансового учреждения и убеждают собеседника предоставить реквизиты доступа к счету или перевести деньги на карту мошенника.
Эксперты «Тинькофф банка» посчитали, что за 2020 год в среднем злоумышленники крадут 13,9 тыс. рублей. По сравнению с 2019 годом сумма похищенных финансов возросла на 70%, а число инцидентов увеличилось на 60%. Методами социальной инженерии пользуются 80% мошенников.
Мнение банкиров
Банк ВТБ рассказал, что уже предоставляет своим клиентам услугу блокировки дистанционного доступа к счетам. Представитель финансового учреждения отметил, что главное при создании подобного сервиса – оставлять окончательное решение об ограничительных мерах за конечным потребителем.
Руководитель направления департамента розничного бизнеса «Новикомбанк» Евгений Гладилин рассказал, что кредитная организация поддерживает инициативу ЦБ. Он уточнил, что услуга была бы востребована категорией граждан, которые настороженно относятся к технологиям и предпочитают управлять своими счетами в оффлайне.
Директор департамента информационной безопасности «Росбанка» Михаил Иванов считает, что предлагаемая регулятором мера может помочь защитить клиентов от мошенников, но только в том случае, если она будет тщательно проработана. Жесткие ограничения могут существенно ухудшить банковские сервисы, а любая инновация потенциально несет новые риски, предупреждает эксперт.