Представители Минэкономики предложили использовать «инновационно-венчурный» подход для поддержки МСП (малого и среднего предпринимательства). Основной упор сделают на помощи самозанятым, также запустят единую платформу поддержки для всего сектора и обеспечат быстрый переход бизнеса к стандартным налоговым режимам.
Формальная база
Поддержку бизнеса реализуют в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Структурные изменения в документе, которые предложило Минэкономики, уже утвердили. Они заложат базу для роста МСП на всех этапах развития.
Нацпроект включает четыре федеральных проекта (ФП). Каждый из них решает свой круг задач и работает по тем же принципам, что и поддержка инноваций. Суть ФП:
- единая цифровая платформа для всех субъектов МСП;
- механизм предакселерации, который обеспечит вовлечение с малый бизнес потенциальных предпринимателей;
- непосредственно акселерация субъектов МСП;
- поддержка самозанятых – их назвали одной из ступеней эволюции малых компаний.
Масштабы и цели
В Минэкономики подсчитали, что в МСП сейчас занято 21,16 млн человек. Среди них – 1,2 млн самозанятых, которые уже зарегистрировались в ФНС и пользуются НПД (налоговым режимом «Налог на профессиональный доход»).
К 2024 году занятость в МСП должна увеличиться до 23 млн человек, к 2030 году – до 25 млн. Число самозанятых через 10 лет предположительно достигнет 2,1 млн.
В ФП по предакселерации говорится, что к 2024 году количество вновь создаваемых субъектов МСП увеличится с 760 тыс. до 1,067 млн. Это не рекорды ради рекордов, но стабильный постепенный рост, комфортный для экономики.
В ФП по акселерации малых компаний также приводятся достаточно сдержанные оценки. Так, среднее число занятых на один субъект МСП должно быть на уровне 3,16 человека, рост средней выручки – около 3,75% в год.
Вместе с тем объемы закупок крупнейших заказчиков ощутимо увеличатся. В 2020 году на них выделили 3,5 трлн рублей, в 2024 году ожидается уже 5 трлн.
Определены и цели для цифровой платформы МСП. В 2021 году здесь должны зарегистрироваться 200 тыс. пользователей, в 2024 году ожидается рост до 500 тыс.
Поддержка экосистемы вместо отдельных секторов
Авторы инициативы пояснили, почему решили отказаться от поддержки отдельных отраслей бизнеса и создать единую экосистему на базе платформы «Одно окно».
Прежде всего, это обеспечит бесшовный переход между различными налоговыми режимами. Также в системе будет проактивное одобрение инструментов поддержки и адресный подбор вариантов помощи бизнесу.
Сейчас в стране существуют налоговые режимы, оптимизированные под различные обороты. Предприниматели, которые сталкиваются с необходимостью переходить на новый налоговый режим, обычно настроены пессимистично и отказываются от роста, так как предполагают сложности и убытки.
Если же переход будет бесшовным, бизнесу станет гораздо комфортнее расти и развиваться. Для этого хотят ввести переходные налоговые режимы, а также либерализовать законодательство. В результате небольшие компании с ростом оборотов смогут плавно перейти на стандартные режимы налогообложения.
Предприниматели в единой системе смогут получить исчерпывающую информацию о доступных мерах поддержки. Их избавят от необходимости собирать пакеты документов для каждого обращения, а также ускорят принятие решений по оказанию помощи.
Для действующих платформ проведут аудит. По его результатам профильные ведомства решат, стоит ли интегрировать платформы с единой системой, дорабатывать и улучшать их.
Кроме того, для МСП будут доступны льготные кредиты, инвестиционные платформы, факторинг и другие комплексные финансовые инструменты. Все они в совокупности обеспечат рост бизнеса.
Ответственность регионов
Эксперты заявили, что успешность национального и федеральных проектов во многом зависит от регионов. Если они будут готовы стыковать свою политику с национальными программами, то малый бизнес, завязанный на региональные власти, сможет перейти на новые форматы работы.
Ранее поддержка МСП также опиралась на регионы. Но проекты, которые принимались на федеральном уровне, предполагали полуфиктивное наращивание объемов МСП в регионах и повышали темпы роста коррупции. В результате появлялся подконтрольный региональным властям малый бизнес, а сами проекты целей не достигали.
В новых проектах регионам нет смысла фиктивно наращивать объемы МСП. Единая платформа и прозрачное налогообложение обеспечат реальное повышение показателей и успешное выполнение целей.