Роскомнадзор подготовил список зарубежных ИТ-компаний, которым для полноценной работы в России необходимо открыть представительство. В перечне сервисы Google, Apple и Meta.
Чертова дюжина
C 1 января 2022 года вступает в силу закон, который обязывает иностранные компании, сервисы которых имеют в России ежедневную посещаемость от 500 тыс. человек, открывать на территории страны представительства, а также исполнить ряд других предписаний. Роскомнадзор подготовил список из 13 организаций, на которых распространяется это требование. Всего он касается 22 интернет-ресурсов, которыми владеет зарубежный бизнес:
- Google, включая YouTube и YouTube Music, а также сервисы Google Play, Google Chat, Gmail;
- Apple, включая сервисы iCloud, App Store, Apple Musiс;
- Meta, включая Facebook, Instagram, Whatsapp;
- Twitter;
- TikTok;
- Telegram;
- Zoom;
- Likeme;
- Viber;
- Discord;
- Pinterest;
- Spotify;
- Twitch.
На текущий момент только представитель компании Viber подтвердил готовность организации открыть филиал в России к началу 2022 года. Ранее в предварительный список РКН входили также Cloudflare и Wikipedia, которые были исключены из финальной версии.
Кроме того, на сайте Роскомнадзора для каждого ИТ-гиганта отображается информация о соблюдении новых требований закона в России:
- разместить на информационном(ых) ресурсе(ах) электронную форму: не исполнено;
- создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо: не исполнено;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора: не исполнено;
- текущие меры принуждения от РКН к 13 компаниям: меры понуждения не применяются.
Требования и ограничения
Закон об обязательном открытии представительств в России для крупных иностранных ИТ-компаний подписан президентом 1 июля 2021 года. Документ требует иметь на территории страны действующие филиалы со штатом сотрудников, через которые организации смогут взаимодействовать с отечественными регуляторами и нести ответственность за свою работу в стране.
Кроме представительства, правовой акт налагает на компании и другие обязательства: опубликовать на своем портале форму обратной связи для российских пользователей, завести аккаунт в специальном сервисе Роскомнадзора, разместить на сайте или в приложении счетчик посещаемости из списка рекомендованных и исполнять требования РКН по удалению нелегального в РФ контента в течение суток.
Если компания не исполнит положения закона, то интернет-регулятор имеет право исключить проекты организации из поисковой выдачи, запретить прием платежей от граждан России, ограничить публикацию рекламы сервиса в стране и не допускать к нему российских рекламодателей. Также не исключена блокировка или замедление работы ресурса в РФ в случае длительного неисполнения требований.