Российские компании стали меньше интересоваться инвестициями в стартапы. По данным аналитического центра TAdviser, за 2018 год объем корпоративных вложений в ИТ-бизнес снизился на 18,7%, а суммарный объем финансирования составил 159 млн долларов.
Из этой суммы 58 млн долларов было потрачено на первичные инвестиции, во время которых стартапы сами продавали свои акции и получали вырученные деньги. 101 млн пришелся на вторичные сделки, когда одни инвесторы перепродавали купленные ранее акции другим инвесторам.
Трехгодичный отчет
Аналитики TAdviser также рассказали об объемах корпоративных инвестиций в стартапы за прошедшие три года. Всего за этот период компании вложили в сторонние ИТ-проекты 534 млн долларов, из которых 419 млн – открытые сделки. Всего финансирование получило 126 организаций. В 2017 году наблюдался рост инвестиционной активности по сравнению с 2016 годом.
Наиболее активно вкладывали средства в стартапы АФК «Система» и «Сбербанк» – за три года компании заключили 17 и 10 сделок соответственно. По денежному объему финансирования в лидерах оказалась Mail.ru Group, которая подписала несколько дорогостоящих соглашений. Дороже всего ИТ-гиганту обошлась покупка сервиса доставки еды Delivery Club – 100 млн долларов. Эта сумма составляет почти четверть совокупного объема всех сделок за трехлетний период.
Эксперты TAdviser подчеркнули, что частные компании инвестируют в стартапы так же активно, как и госпредприятия.
Особенности корпоративного инвестирования
В отличие от венчурных фондов, компании в первую очередь заинтересованы в финансировании стартапов, которые могут простимулировать основное направление бизнеса инвестора. Такой подход отличается от методов венчурных фондов, для которых главная цель – получение прямой прибыли от купленных ценных бумаг.
В качестве иллюстрации подобного принципа работы эксперты называют «1С». Фирма в первую очередь ориентируется на создание совместных предприятий, т.е. чаще всего инвестиции приводят к покупке 51% акций стартапа. При этом организацию больше всего интересует прибыль от операционной деятельности. На доход от капитала и другие инвестиционные операции корпорация внимания не обращает.
По словам представителей «1С», создание конгломератов из небольших организаций позволяет увеличить темпы роста. Основатели стартапа не утрачивают контроль над своим продуктом и остаются заинтересованными в дальнейшем развитии проекта, и при этом имеют доступ к ресурсам инвестора. «Нам важно соответствие рыночной области, в которой мы работаем. Очень ценна возможная синергия с нашими основными направлениями, а также насколько то, что делает создаваемое СП, может способствовать развитию бизнеса наших партнеров-франчайзи», – отметил Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ «1C».
Аналогичной политики присоединения выгодных для бизнеса компаний придерживаются в «Сбербанке» и «Ростелекоме», утверждают эксперты TAdviser.