«ВКонтакте» представила краудфандинговую систему на базе своей социальной сети. Сможет ли новая площадка для сбора средств стать достойным конкурентом Kickstarter или хотя бы Boomstarter и Planeta.ru?
Минимум обязательств
Особенность краудфандинга от «ВК» – привязка к уже существующим группам. Если своего паблика нет, начать сбор средств не получится. После создания сообщества достаточно просто подключить к нему приложение «Цели» – именно с его помощью и происходит сбор денег. Затем настаиваются проекты, финансовая планка и сроки, в течение которых необходимо собрать сумму.
При этом «ВКонтакте» не несет никакой ответственности за деятельность своей краудфандинг-платформы. Социальная сеть гарантирует только одно: если к указанной дате кампания не достигнет заявленной цели, деньги будут возвращены инвесторам. Автор собирал средства на запись своего альбома, а вместо этого уехал на Мальдивы? Эти проблемы «ВК» не волнуют – аккаунт и паблик мошенника даже не будут заблокированы.
«Ответственность за проект несет автор – утратив доверие подписчиков, он не соберет средства в будущем. Для некоммерческих организаций использование реквизитов основного юридического лица является обязательным, «ВКонтакте» внимательно проверяет эту информацию и имеет право запросить отчеты», – сообщает издание Vc.ru со ссылкой на пресс-службу социальной сети.
Для сбора средств пользователи «ВК» могут использовать либо «Яндекс.Деньги» с возможностью принимать платежи с банковской карты, мобильного счета и кошелька, либо систему CloudPayments, которая поддерживает только оплату пластиком.
Вижу «Цель» – вижу и препятствия
Бум «кикстартеров» уже давно прошел – теперь собрать приличные деньги на краудфандинговых площадках можно лишь вложив не менее приличную сумму в PR и рекламную кампанию. Зачем же «ВКонтакте» идет на уже занятый рынок?
Идея достаточно проста – предоставить владельцам сообществ инструмент для сбора средств. Это интересно, потому что наличие своей группы гарантирует заинтересованную лояльную аудиторию, которая очень важна при краудфандинге. С другой стороны, минусов по сравнению с обычной площадкой куда больше:
- Необходимость иметь паблик. Если у проекта нет сообщества в «ВК», придется создавать его с нуля. А это как минимум дополнительная нагрузка для SMM-менеджера.
- Нет инструментов для работы с кампаниями. У Kickstarter и аналогичных сайтов популярные проекты попадают на главную страницу и могут привлекать новую аудиторию самой площадки. Никакой подобной базы всех запущенных «кикстартеров» у соцсети нет. Да, пиар происходит с помощью репостов, но для нишевых проектов они будут работать неэффективно и в течение краткого времени.
- Проблема доверия. Администрация «ВК» отказом от ответственности ставит и бекеров, и организаторов в неудобное положение. Первые никогда не могут быть уверены, что проект – не обман, вторым придется на протяжении всей кампании доказывать, что они «не верблюды».
- Риск мошенничества. Продолжение предыдущего пункта. Сейчас ничто не мешает злоумышленникам в автоматическом режиме набить группу популярным контентом, набрать аудиторию и запустить краудфандинг, чтобы затем просто забрать деньги себе. Более того, возможен и более опасный вариант – создание копии проверенного паблика с популярным проектом, чтобы ввести пользователя в заблуждение. «ВКонтакте», правда, обещает представить инструмент для защиты уникального контента в социальной сети, но пока его нет, создание групп-клонов – нерешенная проблема.
Будущее краудфандинга «ВКонтакте»
В феврале этого года попытку создать свою краудфандинговую площадку предприняла платежная система QIWI. QIWI Fundl привлек к себе внимание благодаря кампании по сбору средств на продолжение известной отечественной серии игр «Корсары». К сожалению, известность стала негативной, потому что выяснилось, что организаторы проекта не имеют прав на разработку продукта, и при этом у них нет четкого видения игры или хотя бы готовых концепт-документов.
Сейчас на главной странице Fundl размещены два проекта: отечественный комикс «Инквизитор» (завершается 1 июня; собрано 3% от 150 тыс. рублей) и казуальная игра «Патриот» (завершается через 22 дня; собрано 0% от 130 тыс. рублей). Не самые воодушевляющие результаты для желающих поработать с платформой.
Можно ожидать, что и «ВК» столкнется с массой мошеннических проектов в первое время. В этом плане площадка рискует повторить судьбу Indiegogo, которая «прославилась» практически отсутствующими требованиями к кампаниям и как следствие частым обманом пользователей. Теперь к запущенным на IGG проектам относятся крайне осторожно.
Со временем разборчивость аудитории, несомненно, вырастет, и поддерживать начнут только тех организаторов, которые в прошлом зарекомендовали себя как надежный источник для вложений. Например, ранее они могли собирать пожертвования через Patreon и выполняли свои обещания. Но тогда возникает логичный вопрос: для чего им краудфандинговая площадка «ВК»?