Американская компания Salesforce, разработчик одноименной CRM-системы, купила Slack Technologies, Inc., разработчика корпоративного мессенджера Slack. Это одна из крупнейших сделок года.
Оценка сделки
О переговорах по покупке корпоративного мессенджера стало известно в середине ноября. 25 ноября о скорой сделке сообщили авторитетные издания The Wall Street Journal и Reuters, и на фоне этого акции Slack выросли в цене на 25% за сутки, а рыночная стоимость – с 17 млрд до 20 млрд долларов США. 1 декабря курс достиг пикового значения 44.15 доллара за акцию, но затем откатился к отметке 43,84 доллара.
Рыночная капитализация мессенджера на момент заключения сделки достигала 25 млрд долларов США. Сумма сделки составила 27,7 млрд долларов.
Акционеры Slack получат 26,79 долларов и 0,0776 обыкновенных акций Salesforce за каждую акцию компании. Сделку планируют закрыть во втором квартале 2022 финансового года.
После этого Slack станет операционным подразделением Salesforce. Стюарт Баттерфилд сохранит свое место во главе компании.
Что умеет Slack
Slack – корпоративный мессенджер, запущенный в 2013 году. Он стал наиболее быстрорастущим приложением в истории, и сегодня аудитория Slack достигает 13 млн пользователей.
Инициатор проекта Slack – Стюарт Баттерфилд, один из сооснователей фотохостинга Flickr. Свое детище он амбициозно назвал «убийцей Skype и внутрикорпоративной электронной почты».
Один из четырех основателей Slack – российский программист Сергей Мурашов. В интервью он рассказал, что изначально команда Баттерфилда работала над онлайн-игрой Glitch. В процессе создания этого проекта они создали универсальный инструмент для обмена сообщений. Glitch вышла в 2011 году, но вскоре ее вернули в состояние бета-версии, а затем и вовсе закрыли. А код внутреннего мессенджера лег в основу Slack.
Slack удобен тем, что позволяет собрать в одном окне обсуждения в личных сообщениях, приватных группах и общих каналах. Он интегрируется с GitHub, Dropbox, Google Drive, Google Docs, Twitter, Trello, Heroku, Jira и еще сотней других сервисов.
В бесплатной версии можно интегрировать мессенджер с 10 сервисами и хранить в облачном архиве до 10 тыс. сообщений. В платных версиях ограничений меньше.
Перспективы Slack
Полтора года назад Slack провела IPO. Но из-за ошибок в управлении компанией, несмотря на популярность мессенджеров на фоне эпидемии коронавируса, финансовые результаты Slack на второй квартал 2020 года были слабыми.
Однако за последние два квартала ситуация улучшилась. По новым результатам, опубликованным 1 декабря, выручка Slack повысилась на 39% (до 234,5 млн долларов) по сравнение в аналогичным прошлогодним периодом, а число платных пользователей достигло 142 тыс. (прирост – 35%). Это позволило компании компенсировать большую часть прошлых убытков.
Сделка с Salesforce откроет для корпоративного мессенджера новые рынки, а ограничения в связи с пандемией, которые вышли на новый этап, при смене курса помогут сохранить и расширить аудиторию. В результате Slack сможет стать полноценным конкурентом сервиса Microsoft Teams.
Важный шаг для Salesforce
Salesforce — крупнейший в мире продавец CRM (Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами). Компания первой на рынке стала предоставлять свои продукты по подписке через облачные сервисы – без физической установки на устройства пользователей. Рыночную стоимость Salesforce оценивают в 230 млрд долларов США.
Основал компанию в 1999 году Марк Бениофф, бывший исполнительный директор Oracle и владелец журнала Time. Он же является председателем совета директоров и генеральным директором компании.
Помимо самой CRM, Salesforce предлагает PaaS-систему Force.com для самостоятельной разработки приложений и облачное решение Database.com для управления базами данных. Также Salesforce принадлежит сервис визуализации данных Tableau, купленный в августе 2019 года за 15,7 млрд долларов, и платформенный сервис Heroku – одна из первых в мире облачных платформ была поглощена в 2010 году.
В Salesforce заявили, что Slack позволит создать крупнейшую на рынке открытую экосистему приложений и рабочих процессов для бизнеса. Это позволит разработчику CRM-системы усилить конкурентные преимущества перед Microsoft и увереннее продвигать свои облачные продукты в корпоративном секторе.