Инвесторам доверия нет
Исследование «Startup Barometer 2018» помогло составить портрет среднестатистического российского основателя стартапа. Согласно данным аналитиков, 71% всех проектов создан с использованием исключительно личных средств, и при этом 40% из них продолжают существовать за счет денег владельца стартапа. Лишь 30% удается привлечь инвестиции.Исследователи отмечают, что такая ситуация кардинально отличается от западной, где практически все проекты используют привлеченные средства. Среди основных причин подобных расхождений – недоверие россиян к инвесторам, нежелание привлекать посторонних людей и вера в то, что проект можно развить своими силами.
В целом аналитики обрисовали портрет российского стартапа так: созданный на собственные средства основателя проект, находящиеся на посевной стадии и успевший провести только один инвестиционный раунд. Инвесторов основатели ищут среди своих знакомых и чаще всего получают деньги от непрофильных специалистов. При этом 45% респондентов отметили, что главной проблемой считают нехватку средств.
Такое положение вещей негативно сказывается на ИТ-рынке России и появлении новых продуктов. Легкомысленное отношение стартаперов к собственным проектам и нежелание привлекать инвестиции приводит к растрате усилий, которые могли бы при наличии финансирования и достаточного опыта привести к созданию передовых программных решений.
Где брать деньги?
Но неужели с привлечением инвестиций все так плохо? В начале июня «Фонд развития интернет–инициатив» (ФРИИ) впервые опубликовал отчет о работе, проведенной за пять лет с момента создания по инициативе Владимира Путина. За этот период организация вложила более 3 млрд рублей в 367 компаний. Всего деятельность фонда составила 43% от всех венчурных инвестиций в 2017 году.Чтобы понять, велико ли это число, сравним его с привлечением венчурных инвестиций в американские стартапы. За 2016 год компании, зарегистрированные в США, получили финансирование на 69 млрд долларов. Всего деньги были направлены в 7 751 стартап. Даже без перевода этой суммы в российские рубли понятно, насколько американский рынок больше.
Не стоит забывать и о том, что программные и аппаратные решения не существуют в вакууме. Если компании США привлекают большие объемы инвестиций, значит, у них есть возможность создать надежный и эффективный продукт. Российским разработкам, почти половина из которых сталкивается с нехваткой денег, сложно конкурировать с западными производителями только лишь по финансовому фактору. Пока отечественные стартаперы медленно создают продукт на собственные средства, западная обеспеченная команда успеет просто выпустить аналогичное решение быстрее и завоевать значительный сегмент рынка.
Проблема утечки мозгов
Неблагоприятная стартап-атмосфера России побуждает разработчиков искать возможность самореализации за пределами страны. И находятся те, кого устраивает такое положение вещей. К примеру, Финляндия сообщила, что готова предоставить инвестиции российским стартапам и рабочие места ИТ-специалистам. Проекты, получившие поддержку, получат не только финансирование, но и помощь с переносом всего бизнеса на финляндскую территорию.Эта ситуация – типичная «утечка мозгов». Не имея возможности или желания запустить свое дело в России, основатели стартапов вынуждены искать другие способы самореализации. И это негативно сказывается на отечественной ИТ-индустрии.
Во-первых, это усложняет проведение политики импортозамещения. Чем больше существует актуального конкурентоспособного софта, созданного в России, тем проще переход на подобные продукты и тем меньше он создаст проблем с недостающим функционалом. Когда компании «убегают» из страны, их наработки больше не могут использоваться организациями, для которых важно применение именно отечественных программ.
Во-вторых, утекание стартаперов – это удар по экономике. Те проекты, которые могли бы зарабатывать деньги и платить налоги, будут отдавать часть своей выручки казне другого государства.
Поэтому развитие стартап-индустрии в России – это не только способ привлечения доходов, но и важный шаг в становлении здоровой ИТ-среды, направленной на создание востребованных бизнесом программных решений.