Глава Банка России Эльвира Набиуллина предложила закрепить в законодательстве правила оценки интеллектуальной собственности на программные продукты для использования их в качестве залога.
Предлагаемые изменения
По мнению Набиуллиной, применение интеллектуальной собственности как залога – это вопрос не просто формальных норм банковского регулирования. Глава ЦБ напоминает, что обеспечение – это возможность рассчитаться с кредитором или вкладчиком, если не удается заплатить по займу. Поэтому возникает вопрос с оценкой собственности, а для результатов умственного труда он стоит особенно остро – банкам нужно учитывать оборот и ликвидность рынка, чтобы понимать перспективы продажи прав.
Набиуллина предлагает начать использовать программные продукты как высококачественный залог. Для тестирования можно использовать торгуемое и широко применяемое ПО, которое востребовано и хорошо продается.
Центробанк намерен вместе с правительством проработать изменения в законодательстве, чтобы стало возможно использовать новый вид залога.
Текущая ситуация
По словам представителей аналитической компании Frank RG, сейчас российские банки оценивают интеллектуальную собственность как актив с высоким риском из-за сложностей в ее оценке, а также привязки цены к ключевым сотрудникам, а не к самой компании. Кроме того, на стоимость могут влиять технологические и рыночные изменения.
Тем не менее, финансовые учреждения с 2020 года периодически выдают кредиты под залог интеллектуальной собственности. Первый такой заем был оформлен в «МСП банке» на сумму 4,3 млн рублей, где в качестве обеспечения были использованы два патента на изобретения. Однако популярностью такой способ кредитования у банков не пользуется.
Также в России действует Суд по интеллектуальным правам (СИП), который рассматривает в качестве первой и кассационной инстанции дел, связанные с защитой интеллектуальной собственности.