Банк России отменил ограничение эквайринговых комиссий. Оно вводилось, чтобы помочь бизнесу в кризис и должно было действовать до октября.
Цель ограничения
В начале пандемии коронавируса Центробанк ограничил эквайринговую комиссию для онлайн-покупок еды, лекарств, одежды и повседневных товаров. С 15 апреля по 30 сентября стандартную комиссию зафиксировали на уровне 1%. Правила не распространялись только на бытовую технику и электронику ценой от 20 тыс. рублей.
Параллельно платежные системы Visa и Mastercard снизили межбанковскую комиссию до 0,7%. Комиссия для супермаркетов, магазинов бытовой техники и одежды при оплате по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП) была еще меньше – 0,4%.
Эта мера должна была ускорить рост онлайн-торговли – чтобы люди реже ходили в оффлайн-магазины и не подвергали себя риску заразиться коронавирусом. Ранее размер комиссии был на уровне 1,2-2,2%, в зависимости от банка и условий обслуживания.
Обратный эффект
Ограничение комиссии привело к снижению доходов банков. Они заявили, что мера выгодна только крупным сетям, а реальную поддержку малому бизнесу она не обеспечивает.
Дело в том, что мелкие точки экономят на эквайринге даже меньше, чем платят за обслуживание терминалов. Если оборот предприятия менее 24 млн рублей в год, банки не смогут предоставлять ему оборудование и обслуживать его за свой счет, пояснил глава межведомственной рабочей группы АБР (Ассоциация банков России) Алексей Маслов. В результате поддержка приведет только к дополнительным расходам.
Чтобы изменить ситуацию, АБР направила российскому премьеру Михаилу Мишустину и главе АП Антону Вайно письма с просьбой отказаться от ограничений. Уже за первый месяц действия ограничений банки-эквайеры потеряли 2 млрд рублей, банки-эмитенты – 10 млрд. А чтобы компенсировать потери, банки вынуждены были ухудшать качество своих продуктов, ограничивать возможности клиентов и повышать другие комиссии.
Новые-старые правила
В Центробанке заявили: показатели в российском финансовом секторе улучшились в сравнении с началом пандемии. Финансовые рынки стабилизировались, процессы работы наладились, ограничения постепенно снимаются.
Но доходы компаний и граждан сократились, и кредитные риски выросли. Отчасти реструктуризации кредитов помогли регуляторные послабления.
Оценив ситуацию, власти решили сворачивать меры поддержки, но постепенно. Часть мер продлят:
- до 31 декабря предлагают реструктуризировать кредиты и не начислять пени;
- менять валюту кредита с долларов и евро на рубли;
- в случае просрочки не взыскивать имущество, которое является обеспечением кредита.
А действие ограничений на эквайринговую комиссию для онлайн-заказов еды, лекарств, одежды и товаров повседневного спроса, а также оплаты медуслуг, напротив, отменят. Это поможет соблюдать баланс между интересами банков, бизнеса и покупателей. Кроме того, бизнес будет заинтересован во внедрении оплаты через СПБ.
Первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова отметила, что за рубежом снижение комиссий на эквайринг тоже не привело к снижению цен. Мера также не стимулировала компании вводить безналичные платежи.