За 2 месяца до запуска ФГИС «Меркурий» Россельхознадзор провел встречу с представителями рыбоводства. Бизнес и государство сделали реверансы, но вопреки протокольным успехам, рыбные регионы страны оказались не готовы к электронной сертификации.
Всероссийское безрыбье
27 апреля в Москве состоялось совещание замруководителя Россельхознадзора, одного из главных идеологов реформы ветеринарного контроля Николая Власова с деловым сообществом производителей и поставщиков рыбной продукции, в том числе, предприятий «Рыбного союза». Было объявлено, что в результате интеграции информационных систем Росрыболовства с ФГИС «Меркурий» появилась возможность оформлять ветеринарные сертификаты автоматически, на основе так называемых судовых суточных донесений (ССД), направляемых промысловыми судами в мониторинговые центры ведомства. Только лишь в марте этой функцией воспользовались 108 предприятий отрасли и 364 судна, и на основании данных ССД в системе «Меркурий» автоматически сформировано более 7600 электронных сертификатов на вылов (в феврале их было порядка 5300).
Вместе с тем, Николай Власов обратил внимание на то, что многие суда до сих пор не оснащены устройствами для сбора и передачи данных в Росрыболовство. Не менее актуальна и другая, общая для регионов проблема информатизации – перебои с доступом к сети Интернет, в частности, на территории от севера Сахалина до Чукотки. По этим вопросам Россельхознадзор продолжает активный диалог с Минкомсвязи, а также ведущими сотовыми операторами.
Со своей стороны, исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков сообщил, что 140 из 175 поставщиков рыбной продукции в торговые сети X5 Retail Group, а также большинство партнеров METRO Cash and Carry завершили переход к электронной ветеринарной сертификации.
Суровая реальность
Тем не менее, на следующий день Россельхознадзор опубликовал предварительный обзор ситуации по освоению системы «Меркурий» на местах, и выяснилось, что есть такие субъекты федерации, где, по оценке ведомства, власти не уделяют внимания ни собственной подготовке, ни помощи предприятиям, среди них Забайкальский край, Еврейская АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия) и Тыва, Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Севастополь, Камчатский край, Магаданская область, Республики Карачаево-Черкесская, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Крым, РСО – Алания и Хакасия, Рязанская область, Ханты-Мансийский АО и Чеченская Республика. Их отличия от регионов-лидеров по показателям абсолютного количества оформленных электронных сертификатов и их числа на душу населения составляют десятки процентов.
Как отметил сам Николай Власов: «Видя подобный разброс, так и хочется установить какую-нибудь единицу измерения дееспособности госветслужбы региона. Только пока не выберем никак, какую и как в ней мерять. Может так: “степень готовности в Республике Дагестан составляет всего 2 мЯ (милиЯрославия)” или лучше так: “степень готовности в Ярославской области составляет целых 500 Д (Дагестаний)”».
Тревожит тот факт, что, согласно данным Росрыболовства, в числе таких аутсайдеров регионы, обеспечивающие до 70% годового улова водных биоресурсов. Таким образом, высока вероятность того, что после 1 июля львиная доля продукции рыбоводства поступит в оборот с нарушениями ветеринарного законодательства.
Это может вызвать заметный дефицит сырья для рыбоперерабатывающих заводов и, как следствие, очередной рост и без того малодоступных цен на рыбу и морепродукты в магазинах. И даже предложение Россельхознадзора об отмене ветеринарной сертификации на консервы, пресервы, супы и комбинированные продукты ситуацию принципиально не исправит.
Остается надеяться на сознательность руководства и оперативность ИТ-служб отраслевых предприятий-производителей, а также на полугодовой мораторий на административное преследование нарушителей нового порядка сертификации, предусмотренный законопроектом поправок к КоАП РФ.