«Яндекс» намерен заключить мировое соглашение с компаниями, которые обвинили ИТ-гиганта в злоупотреблении своим монопольным положением на рынке российского интернет-поиска.
Уступки компании
Чтобы заключить мировое соглашение, «Яндекс» готов передать 1,5 млрд рублей в «Российский фонд развития информационных технологий» (РФРИТ). Компенсация позволит компании избежать претензий от владельцев сторонних интернет-сервисов, которые лишены возможности продвигать собственные проекты наравне с разработками российского поисковика – они рекламируются прямо в результатах выдачи.
Кроме того, «Яндекс» представил политику партнерской интеграции со своими поисковыми технологиями. Организация заключила дополнительные соглашения с сервисами, входящими в портфель компании: «Кинопоиск», «Вертикали», «Медиасервисы» – теперь они будут демонстрироваться в выдаче в соответствии с подготовленным документом. Также «Яндекс» написал правила, которые позволят обеспечить непредвзятость результатов поиска, и раскрыл некоторые механизмы ранжирования сайтов.
Предложенные российским ИТ-гигантом условия мирового соглашения должен утвердить суд и Федеральная антимонопольная служба. В случае одобрения обязательства поисковика будут действовать в течение четырех лет.
Причины претензий
Обвинения в злоупотреблении монопольным положением выдвинула коалиция ИТ-компаний, в которую вошли площадка для публикации объявлений Avito, сервис поиска недвижимости «Циан», портал для найма исполнителей «Профи.ру», онлайн-кинотеатр Ivi.ru, туристический сервис «Туту.ру», автомобильный сайт Drom.ru, картографическая платформа «2ГИС» и площадка для ресторанов Zoon.ru.
Недовольство компаний вызвали два сервиса в результатах поиска «Яндекса». Во-первых, «колдунщики» – элемент выдачи, в котором прямо на странице отображается релевантные сведения на запрос пользователя. Во-вторых, «объективный ответ» – публикуемая справа карточка с общей информацией о предмете запроса. ФАС пришла к выводу, что в этих интерактивных сервисах продвигаются площадки «Яндекса»: «Кинопоиск», «Музыка», «Афиша» и прочие. При этом технология генерации этих элементов выдачи закрыта для других компаний.
Антимонопольная служба предписала «Яндексу» прекратить выдавать преимущества собственным площадкам и опубликовать условия доступа сторонних порталов к техническим, визуальным и иным возможностям по продвижению в поисковой системе компании. Правила ранжирования сайтов должны быть одинаковы и для проектов «Яндекса», и для веб-ресурсов других организаций. Поисковый гигант пытался оспорить предписание в суде, однако мировое соглашение означает, что компания признает правомерность этих требований.