РБК составил рейтинг самых популярных франшиз в России. Абсолютным лидером стала фирма «1С», заключившая 722 контракта в 2018 году.
Эксперты РБК оценивали торговые марки, которые пользуются максимальной популярностью у покупателей франшиз. Они запросили в Роспатенте сведения о товарных знаках, по которым на протяжении 2018 года заключали договоры коммерческой концессии и субконцессии.
Франчайзеров ранжировали по количеству договоров, заключенных в 2018 году. Если у нескольких марок этот показатель совпадал, их размещали в рейтинге согласно общему количеству контрактов.
Постоянный лидер
Общее количество купленных франшиз «1С» – 8,9 тысяч. Обладатель второго места, компания «Гемотест», заключила 145 контрактов, всего работает по 529 договорам.
В прошлом году фирма «1С» также заняла первую строчку рейтинга. Преодолеть многотысячный разрыв в количестве контрактов конкурентам тяжело.
Лидеры рейтинга РБК
Третье место занял автосервис Fit Service: в 2018 году компания заключила 121 новый контракт, общее число договоров - 170. Это позволило Fit Service подняться с 17-й на третью строчку рейтинга.
Медицинская франшиза «Инвитро» поднялась с 14-го места на пятое. Результат: 84 новых контракта, 4 расторгнутых, итог – 662 договора.
Шинный гигант Nokian Tyres по количеству франшиз поднялся с 15-го места до шестого. Компания заключила 77 новых контрактов, один расторгла.
Продуктовый магазин «Фасоль» поднялся с 19 места на девятое. Из 106 контрактов – 50 новых, ни один договор за 2018 год не был расторгнут.
Как работает франчайзинг в России
Аналитики напомнили, что термина «франчайзинг» в российском законодательстве до сих пор нет. Компании заключают лицензионные или агентские соглашения, договоры поставки, пользуются другими юридическими формами.
Самый близкий вариант, идентичный западному договору франчайзинга в России – это договор коммерческой концессии (ДКК). С его помощью франчайзер и франчайзи могут отразить свои права и защитить свои интересы. По ДКК можно передать целый комплекс прав и установить ограничения на цены.
В новом рейтинге, как и в прошлогоднем, можно найти участников, которые работают по договору коммерческой субконцессии – его иностранные компании используют для российских франчайзи.
Такие договоры регистрирует Роспатент (Федеральная служба по интеллектуальной собственности). Процесс регистрации часто занимает несколько месяцев, поэтому рейтинг РБК может не учитывать последние изменения.