На прошлой неделе был опубликован проект нового регламента регистрации заявок на подключение к 1С-Отчетности. В сети началось бурное обсуждение, в результате которого ввод новых правил отложили.
Подробнее об изменениях
Суть изменений заключается в том, что при обработке заявки на подключение к сервису фирмы-франчайзи должны будут лично идентифицировать полномочное лицо, которое будет работать с информационной системой. Это существенно усложняет процедуру оформления документов, поскольку факт «личной идентификации» также надо документировать: сделать селфи с паспортом и показаться обрабатывающему заявку менеджеру лично – либо самому директору, либо его представителю с доверенностью.
Ужесточение мер по контролю в сфере предпринимательской деятельности является стратегическим направлением для российских регулирующих органов. Следствием этого подхода стали очередные требования к Удостоверяющими центрам, которые заняты оформлением юридически значимых электронных подписей. Так Минкомсвязь обосновала необходимость дополнить Уголовный кодекс несколькими новыми статьями, предусматривающими уголовную ответственность за умышленное нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством в области электронной подписи. Обсуждение этой инициативы проходило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (паспорт проекта можно посмотреть здесь), и должно было завершиться 1 октября 2018 года.
На этом фоне, не дожидаясь, когда поправки вступят в силу, операторы, предоставляющие сервисы по сдаче электронной отчетности, начали пересматривать свои внутренние регламенты заблаговременно.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили руководителя проектов ЗАО «Калуга Астрал» Сергея Финогина:
«Мы понимаем, что новый регламент более сложный. Но из-за участившихся случаев мошенничества с предоставлением поддельных деклараций мы просто вынуждены ввести такие меры. Сейчас по доверенности можно подавать декларации о несуществующих сделках по возмещению НДС, а ответственность по уплате налогов все равно падает на фирму, от чьего имени подавалась декларация. Были даже случаи вывода со счетов денежных средств… Мы понимаем, что перестроиться резко могут не все. И поэтому постарались со своей стороны как-то смягчить этот процесс. Так, ужесточение правил регистрации не затронет бюджетные организации, а также тех, кто уже является клиентом нашего сервиса».
Реакция на нововведения
Реакция на публикацию нового регламента была очень бурной. Возмущение прошло по всей цепочке: недовольны были клиенты, которым теперь нужно будет фотографироваться, недовольны были и менеджеры фирм-франчайзи, которым для заключения сделки нужно будет составлять, кроме типового договора, еще фото с паспортом, да и собственно фирмы-франчайзи, у которых растут операционные затраты, не испытали восторга от нововведений. Более того, в сетевых СМИ стали появляться информационные материалы, осуждающие новые правила регистрации.
В результате поставщик данной услуги, компания «Калуга Астрал», все-таки отступила на полшага, не отменив совсем, но отложив сроки обязательного прикрепления требуемых документов на партнерский ресурс на 1 декабря 2018 года. При этом введение требований по сбору документов (в т.ч. и селфи) отложено не было – как и прежде, партнеры обязаны собирать и проверять необходимые документы.
Но самое интересное в этой коллизии то, что по сути никаких кардинальных изменений не произошло. Например, в банковской сфере и для физических, и для юридических лиц практика с фотографированием и личным присутствием существует очень давно. Более того, обзвонив несколько компаний, которые предоставляют аналогичные 1С-Отчетности сервисы, мы услышали, что и там для первичного подключения требуется личное присутствие подписанта или его представителя с доверенностью.
Мы предполагаем, что реакция на новый регламент была в большей степени эмоциональной, чем рациональной. Действительно, инициатив, так или иначе регламентирующих предпринимательскую деятельность, становится все больше, а прибыли из-за растущих затрат все меньше.
Результаты
Конечно, нельзя быть на 100% уверенным, что легальное, прозрачное и регламентированное получение ЭП гарантирует полное исключение случаев мошенничества. Но, в любом случае, использование ЭП в итоге лежит в зоне ответственности ее пользователя. Удостоверяющий центр же, со своей стороны, делает все, чтобы подпись была выдана именно на того человека, который действительно имеет право на ее получение, путем проверки его полномочий.
Предполагаем, что единственная задача, которая может быть решена в рамках всех этих ужесточений – это фиксация ответственности всех участников рынка за счет документирования операций на всех этапах процесса. То есть добросовестные пользователи могут быть уверены, что, если их попробуют вовлечь в разного рода преступные схемы, доказать их невиновность будет проще, как и привлечь мошенника к ответственности.