С 1 июня 2018 года в России начался эксперимент по маркировке обуви, то есть оснащению контрольными (идентификационными) знаками. Соответствующее постановление от 30 мая опубликовано на сайте правительства.
Сегодня в обязательном порядке маркируют уже целый ряд товаров: алкоголь, меха, в разгаре реализация маркировки лекарственных препаратов.
Экспериментальный опыт
В 2019 году маркировка обуви в России станет обязательной. На первом этапе, который начался 1 июня 2018 года и закончится 30 июня 2019 года, проект носит статус эксперимента. Участвуют в нем лишь отдельные представители отрасли. Оператором информационной системы, используемой для проведения эксперимента, на безвозмездной основе является «Оператор-ЦРПТ». Курировать эксперимент будет Минпромторг.
В ходе эксперимента государство пытается отладить механизм маркировки обуви с помощью средств идентификации для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту товаров. Опыт должен повысить собираемость таможенных, налоговых платежей и снизить долю контрафакта на российском рынке.
Вместе с грядущими изменениями неизбежно встает вопрос стоимости: насколько подорожает продукция после того, как окажется в системе маркировки. Ранее промаркированные меха и алкоголь в цене существенно не прибавили. Хотя добавили неудобств как производителям и логистам, так и реализаторам продукции вкупе с производителями программного обеспечения.
У ситуации с ПО две стороны: чаще всего штатному программисту приходится внедрять систему идентификации за ту же зарплату, но франчайзи могут получить неплохой доход за разработку систем маркировки. Совсем другие опасения у бизнеса и потребителей при внедрении маркировки не на алкоголь или меха, а на товары повседневного спроса.
Принципы маркировки и специальное ПО
Основные принципы системы маркировки обуви состоят в следующем:
-
каждой паре обуви присваивается уникальный номер (идентификатор);
-
идентификатор позволяет фиксировать этапы, которые проходит пара обуви в цепи поставок от производства до реализации;
-
после того, как пару обуви приобрели, уникальный идентификатор выводится из системы маркировки;
-
каждый идентификатор возникает на этапе производства и прекращает существование при реализации товара, поэтому смена уникального номера в течение цикла невозможна;
-
в качестве уникального номера используется имеющий самое широкое международное распространение глобальный номер предмета торговли (GS1 GTIN), дополненный серийным номером.
Для работы с уникальными номерами предполагается разработка и интеграция с программами 1С. Данный функционал должен появиться в новых версиях 1C:ERP, «1С:Розница 8», «1С:Управление торговлей».
Что имеем на данный момент
В конце апреля правительство утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В него вошли непродовольственные товары: табачная продукция, духи, шины, кожаная одежда, блузки, пальто, постельное белье, обувь и фотоаппаратура. Обязательной маркировка для табачных изделий станет с 1 марта 2019 года, для духов, покрышек, кожаной одежды, блузок, пальто и постельного белья, а также фотокамер – с 1 декабря 2019 года.
А с сегодняшнего дня, с 1 октября, правительство изменило действующий порядок маркировки алкогольной продукции. Производителям и импортерам спиртного разрешили маркировать продукцию федеральными и акцизными марками старого образца, выпущенными до 1 июля 2018 года.
Напомним также, что с 1 июля 2018 года действует помарочный учет алкоголя. Это значит, что отчитываться перед государством нужно не о партии товара, а о каждой бутылке. Кроме того, федеральные специальные и акцизные марки при выпуске «Госзнаком» уже должны содержать двухмерный штрих-код, содержащий уникальный идентификатор ЕГАИС. Производителям и импортерам больше не придется проставлять штрих-коды самостоятельно.