Технологические компании вроде Google и Amazon должны открыто сообщать пользователям, каким образом ранжируют поисковую выдачу на своих сайтах. Евросоюз считает, что такая норма поможет в борьбе с монополией ИТ-гигантов.
Больше прозрачности
Европейская комиссия опубликовала новое руководство для интернет-компаний. В нем появилось требование обеспечить прозрачность алгоритмического ранжирования. Это значит, что если на сайте организации есть функция поиска, то необходимо оповещать пользователей о двух фактах:
- Какие показатели учитываются при формировании поисковой выдачи.
- Какие позиции в результатах поиска оплачены.
Эти правила одобрены на фоне подготовки регуляторами ЕС нового законодательства против монопольного положения на рынке технологических корпораций.
Давний конфликт
В 2017 году Google оштрафовали власти США за незаконное удержание монополии на рынке поисковых систем. Разбирательство началось после обвинений компании в том, что она понижает позиции в выдаче для своих конкурентов. С аналогичными претензиями в Европе столкнулась Amazon, а в России – «Яндекс».
Также критики доминирующего положения ИТ-гигантов указывают на то, что интернет-платформы часто используют свое монопольное положение на рынке ради продвижения собственных сервисов, не связанных с поисковыми технологиями. К примеру, «Яндекс» имеет возможность показывать в выдаче магазин «Яндекс.Маркет», если пользователь ищет практически любой товар. Если запрос касается умной колонки, по российская корпорация может продвигать свою модель устройства, понижая конкурентов в выдаче.
В ноябре 2020 года Amazon снова обвинили в нарушении антимонопольного законодательства Евросоюза. Компания якобы использует данные, которые получает от сторонних продавцов на своей платформе, чтобы конкурировать с ними.
Google также штрафовали за попытку продвигать собственные продукты через поисковую систему. В период с 2017 по 2019 годы корпорация заплатила около 9,71 млрд долларов взысканий в ЕС за несправедливое продвижение своих продуктов в результатах поиска по сравнению с конкурентами.
В чем секрет?
Поисковые компании объясняют свое желание не раскрывать алгоритмы формирования выдачи тем, что подобные сведения могут использоваться недобросовестными SEO-оптимизаторами. Точное знание факторов ранжирования может привести к появлению некачественных сайтов с «накрученными» показателями, которые, тем не менее, будут находиться на первых строках поиска.