Глобализация проявляется во всем – в том числе в наших покупках. Но чтобы доставить товары из-за рубежа в короткие сроки, нужно грамотно выстроить логистическую схему с учетом времени на доставку, мест хранения, растаможки и т.д. Сегодня все это происходит достаточно медленно, но сеть нового поколения – физический интернет – способна решить проблему.
Революция в логистике
Физический интернет будет строиться на базе тех же принципов, что и интернет цифровой. И сделает доставку товаров такой же простой, как поиск нужных материалов в интернете.
Доктор Костас Завицас, исследователь бизнес-школы Имперского колледжа Лондона, отметил: «Все началось с идеи о том, что мы можем перемещать грузы так же, как данные перемещаются в интернете». Исследователи считают, что новая сеть сможет полноценно работать уже в 2040 году. Она будет полностью автономной и в корне изменит подход к доступности товаров.
Когда вы отправляете письмо по электронной почте, вы точно знаете, что уже через несколько секунд адресат сможет открыть его. При этом маршрут, который проделали данные, для вас совершенно не важен.
Примерно так же будет работать и физический интернет. Логистические и транспортные компании получат доступ к сети дорог, соединенных хабами. Здесь различные виды транспорта смогут курсировать в разных режимах. В результате товары будут доставляться максимально быстро.
Сейчас грузовые автомобили заполняются менее чем на 50%: главным образом потому, что они вынуждены возвращаться с пустым кузовом после очередной доставки. Если увеличить загрузку, скорость транспортировки возрастет, а цены снизятся. Также сократятся выбросы вредных веществ в атмосферу, а система в целом станет стабильнее.
Завицас подчеркнул: один из главных принципов физического интернета – сделать общим транспорт и склады. Если компании будут использовать ресурсы совместно, они станут работать эффективнее.
Цифровизация
Завистас и его коллеги разработали проект физического интернета – ICONET. Это прототип системы, в которой оптимальные маршруты доставки могут меняться в зависимости от требований компаний и других факторов. Так, одни игроки хотят доставить грузы быстро, другим важны низкие цены, третьим – надежность и минимальные риски.
Чтобы построить физический интернет, нужно перевести всю доступную информацию в цифровой формат. Это поможет принимать решения на основе данных, а не руководствоваться интуицией, как сейчас.
Анализ данных станет базой для физического интернета. Системы будут собирать информацию в режиме реального времени, находить «узкие места» и другие проблемы, оптимизировать трафик, загрузку портов и складов.
Каждому объекту физического интернета – от отдельных грузов до маршрутов перевозки – поставят цифрового двойника. Алгоритмы будут работать с таким двойниками, чтобы продуктивно управлять системой.
Модульность
Грузы в физическом интернете будут стандартизированы – это поможет сети стремительно развиваться. Марсель Хушебек, руководитель отдела логистических исследований PTV Group в Карлсруэ (Германия), провел исследование и установил, что использование шести модульных ящиков разного размера покрывает около 85% размеров грузов.
В рамках проекта создания прототипа физического интернета MODULUSHCA команда исследователей под руководством Хушебека доказала, что модульные грузы увеличивают уровень заполнения ящиков и поддонов на 15% для производителей и на 50% – для ритейлеров. К тому же модульные грузы проще упаковывать. И логистической компании не придется играть в тетрис, чтобы эффективно и безопасно заполнить свой транспорт.
Результаты эксперимента
Марсель Хушебек и его команда запустили еще один проект – CLUSTERS 2.0. В рамках проекта исследователи смотрели, как конкурирующие компании могут работать вместе и координировать транспортировку товаров.
Эксперты сосредоточились на логистических узлах: портах, аэропортах, грузовых хабах, где различные логистические компании находятся близко друг от друга, но не взаимодействуют между собой. Исследователи хотели понять, какие выгоды получат игроки рынка, если будут, например, обмениваются информацией о прибывающих судах и типах грузов.
Для CLUSTERS 2.0 создали веб-приложение для бронирования грузовых слотов. Доступ к нему открыли для различных логистических компаний.
Новый подход опробовали в аэропорту Брюсселя. Здесь легко проверить наличие наземных операторов, которые сортируют различные типы грузов, и забронировать временные интервалы.
В результате использование приложения помогло сократить время ожидания. Это уменьшило затраты логистических компаний, и помогло наземным операторам в планировании грузовых авиаперевозок и распределении персонала.
Преимущества для потребителей
Сейчас грузы, отправленные компаниями, попадают в первичный распределительный центр. Затем они движутся дальше по логистической цепочке и, в конечном счете, оказываются у покупателей. Но это занимает много времени, к тому же в каждом узле грузы приходится хранить в течение определенного времени.
Если выполнять доставку через глобальную систему, грузы будут практически сразу же отправляться по следующему сегменту маршрута. Поставщики приблизятся к схеме отгрузки по требованию, а значит, меньше товаров будут выбрасывать из-за истекшего срока годности. Использование нескольких видов транспорта также обеспечит снижение выбросов, считает Завицас.
В 2021 году исследователь возглавил новый проект – PLANET. Если раньше его команда анализировала внутриевропейские перевозки, то теперь сосредоточилась на поставках между Европой и Китаем.
Завицас отметил, что маршруты Шелкового пути между европейскими и азиатскими странами точно станут частью физического интернета. Эксперты надеются, что новый проект поможет им найти оптимальные решения и создать модель, максимально выгодную для поставщиков, потребителей и логистических компаний.