Группировка Digital Revolution раскрыла информацию о новой разработке НИИ «Квант». Сотрудники института создавали для ФСБ интеллектуальную систему мониторинга общественного мнения и протестных настроений в социальных сетях.
Большой брат «Авенир»
НИИ «Квант» – закрытый институт, который находится в московском районе Ховрино. В 1970-е годы здесь разрабатывали первые в Советском Союзе ЭВМ. С 2008 года НИИ перевели в ведение ФСБ.
Подлинность взлома Digital Revolution подтвердила публикацией документов с описанием системы, а на главной странице сайта НИИ разместили изображение собак в капюшонах под тегом #квантнаш. Это логотип «цифрового сопротивления», созданный основателем «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павлом Дуровым.
«Авенир» – система, которая использует технологии глубокого машинного обучения для поиска информации в социальных сетях. По заданным ключевым словам она находит материалы, свидетельствующие о протестных настроениях. Название «Авенир» с иврита переводится как «защитник» или «воин».
В Digital Revolution подчеркнули: применение «Авенира» реализует контроль над интернетом в стране. Именно поэтому информацию о системе сделали достоянием гласности.
Возможности «Авенира»
Программисты добыли более 300 страниц документации. Это четыре материала с детальным описанием решения, датированные 2017 годом. Составителем документов значится сотрудник «Кванта» Михаил Пендюхов. Он неоднократно публиковал в узкоспециализированных изданиях статьи об искусственном интеллекте и машинном обучении.
Из документов следует, что «Авенир» умеет анализировать публикации в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и Instagram. Задействуя самообучающиеся нейросети, он выполняет поиск по заданным ключевым словам.
Решение позволяет мониторить активность пользователей в потенциально протестных сообществах. Использовали систему и для мониторинга бизнес-конфликтов. В этом случае нейросеть не только ищет публикации по ключевым словам, но и пытается понять их смысл, чтобы определить, важна ли эта информация для расследования.
«Ангиме» – «Авенир» из Казахстана
Аналогичную «Авениру» систему мониторинга настроений уже поставили в Казахстан. Согласно документации, проект «Ангиме» создали в Москве в 2017 году. Его назначение – мониторинг социальных сетей и поиск недовольных.
Министерству информации страны «Ангиме» обошелся в 4,3 млн долларов. Генеральным подрядчиком выступила местная научно-исследовательская лаборатория «Квант», субподрядчиком – российское НИИ «Квант».
Документы с описанием системы «Авенир» и списком сотрудников «Кванта»
«Ангиме» умеет анализировать публикации в соцсетях и искать нарушения законодательства в публикациях печатных и электронных СМИ. В списке нарушений – не только терроризм и экстремизм, но и, к примеру, отсутствие гимна.
В инструкции сказано: «При обнаружении материалов, дискредитирующих государство либо содержащих критику в адрес государства (вне зависимости от того, актуальна тема или нет), а также других остроактуальных тем, находящихся на контроле, сотрудник предоставляет видеофрагмент (или ссылку на него в интернете) заинтересованным лица».
Журналисты выяснили, что активная деятельность «Кванта» в Казахстане стартовала в 2016 году. До этого организация не платила налогов в бюджет.
Подрядчиком работы стало представительство американской компании SAS. Оно занимается разработкой программного обеспечения для анализа текстов на казахском языке. Проект создается под названием «Анаграмма».
Есть и другие
Служба внешней разведки РФ могла заказать системы влияния на пользователей в социальных сетях еще в 2012 году. Есть информация о системе «Шторм-12» – средстве «продвижения специальной информации в социальных сетях». Исследование «Монитор-3» описывало методы негласного управления в интернете, «Диспут» – способы «разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей».
Официально российские власти используют системы «Медиалогия» и «Катюша» для мониторинга СМИ и соцсетей. Госконтракт с «Медиалогией» охватывает анализ передач федеральных и региональных телеканалов и радиостанций, статей в газетах и электронных СМИ.
Год назад «Медиалогия» стала разрабатывать платформу для мониторинга социальных сетей. Решение, которое создается по заказу правительства Московской области, должно анализировать посты более 600 млн аккаунтов в Facebook, Twitter, Instagram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Система должна обеспечивать чиновникам возможность ответить на проблемное сообщение, используя аккаунты местных органов власти. С ее помощью подмосковные власти также проводят опросы жителей в соцсетях. В 2019 году систему внедрят все региональные правительства.