Марк Цукерберг заявил, что Facebook стремится «воплотить в жизнь метавселенную». Разбираемся, что такое метавселенная, и какие еще компании работают в этом направлении.
Что такое метавселенная
Метавселенная – виртуальная реальность, в которой пользователь сможет ощущать физическое присутствие другого человека сквозь цифровое пространство.
Впервые этот термин использовал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году. В его романе «Лавина» метавселенные – это виртуальные миры, позволяющие конструировать пространство, общаться, принимать участие в управлении экономикой этого мира.
Какие планы у Facebook
«Определяющим качеством метавселенной будет присутствие – ощущение того, что я действительно нахожусь в цифровом пространстве с другими людьми. Технология Facebook Reality Labs сфокусирована на создании продуктов, обеспечивающих присутствие в цифровых пространствах», – заявил вице-президент по продуктам VR и AR в Facebook Эндрю Босуорт.
Большинство обсуждаемых метавселенных – это многопользовательские пространства с аватарами, мирами, и творческими инструментами. Пример метавселенной – анонсированная социальная платформа Facebook Horizon: приложение на основе аватаров будет работать в VR, но Facebook предполагает, что оно будет работать и в AR, а также на обычных ноутбуках и телефонах.
Facebook анонсировал Horizon как новый социальный виртуальный мир на конференции Oculus Connect 6 в сентябре 2019 года. В августе 2020 года Facebook объявил, что пользователи получат доступ к бета-фазе по приглашению. В январе 2021 года глава Facebook Reality Labs Эндрю Босуорт признал, что опыт в Facebook Horizon не готов для широкой публики.
Цукерберг называет Horizon «очень большим приоритетом» для Facebook, что «сыграет большую роль в построении более широкой метавселенной, которая будет распространяться на всю виртуальную и дополненную реальность». Он планирует, что сотрудники Facebook начнут тестирование платформы удаленно на новых гибридных рабочих местах после пандемии.
Microsoft не остались в стороне
Facebook не единственная компания, разрабатывающая технологии в области виртуальной метавселенной.
AltspaceVR – социальная платформа виртуальной реальности, основанная в 2013 году. Свой первый продукт платформа запустила в мае 2015 года. В 2017 году компанию купила Microsoft. AltspaceVR и теперь является частью подразделения смешанной реальности, наряду с HoloLens и HoloLens 2, в рамках группы «Cloud + AI».
Платформа ориентирована на живые виртуальные мероприятия. В AltspaceVR люди могут собираться, разговаривать, сотрудничать и присутствовать в малых и больших группах.
На платформе регулярно проводятся разные мероприятия: от частных встреч до крупных бизнес-конференций и музыкальных шоу. Некоторые элементы платформы появляются в Microsoft Mesh.
Другие игроки
В 2017 году компания Epic Games выпустила многопользовательскую игру Fortnite. Fortnite начиналась как игра, но быстро превратилась в социальную площадку. Игроки входят в систему, чтобы побыть со своими виртуальными и реальными друзьями. В Fortnite возникла целая подэкономика, где пользователи могут создавать и монетизировать свой собственный контент.
Помимо этого Epic Games владеет игровым движком Unreal Engine, который используется для создания виртуального контента для различных платформ. Все это дает компании возможность вклад в развитие будущей метавселенной.
Roblox, платформа, на которой независимые разработчики создают игры, популярные среди детей, может быть ближайшим и наиболее обширным видением метавселенной.
Платформа, созданная Дэвидом Басуки и Эриком Касселем в 2004 году и выпущенная в 2006 году, содержит созданные пользователями игры различных жанров, написанные на языке программирования Lua. Играть в Roblox можно бесплатно, внутриигровые покупки доступны за виртуальную валюту под названием «Robux». По состоянию на август 2020 года у Roblox было 164 миллиона активных пользователей в месяц.
В создание открытых виртуальных многопользовательских платформ, потенциально напоминающих концепцию метавселенной, также вовлечены Google, Mozilla, Apple и Amazon.