Один из крупнейших облачных провайдеров Amazon Web Services (AWS) полноценно выходит на российский рынок. Новый облачный сервис компания запустит в РФ совместно с Mail.ru Group.
Мультиклауд в границах России
У компаний, которые работали с AWS, нередко возникали сложности с соблюдением законодательства о персональных данных. По российским законам, хранить такие данные необходимо на территории страны. Кроме того, ближайший дата-центр американской компании находится в немецком Франкфурте-на-Майне. Теоретически это может влиять на скорость доступа российских пользователей к ресурсам AWS.
Новый мультиклауд запустят силами AWS и Mail.ru Cloud Solutions (MCS), подразделения Mail.ru Group. Сервис позволит хранить данные в облаке AWS на территории России, соблюдая локальное законодательство. Также он обеспечит доступ и к сервисам AWS, и к облачным продуктам Mail.ru Group.
Особенности сервиса
Совместный проект Mail.ru Group с AWS – это PaaS (Platform as a Service). Такие решения предоставляют клиентам доступ к вычислениям на удаленных информационно-технологических платформах. При этом вы можете динамически изменять уровень потребления ресурсов, создавать виртуальные экземпляры платформы в облаке, разрабатывать и тестировать на них ПО.
Выгода PaaS в том, что вы платите только за то, что потребляете. Провайдер может тарифицировать время работы приложений, объем обрабатываемых данных, сетевой трафик или количество транзакций.
Пока PaaS – один из самых скромных сегментов облачного рынка: он оценивается в 32,2 млрд долларов при общем объеме рынка 227,8 млрд долларов. Поэтому Mail.ru Group за счет него вряд ли кардинально увеличит свои доходы. Но интерес к таким сервисам по всему миру растет. Основная проблема в России – клиенты часто не знают о модели PaaS и ее преимуществах.
Известно также, что доходы AWS и MCS будут делиться пропорционально использованию ресурсов клиентами. Но о конкретных цифрах речь пока не идет.
Импульс изменений
AWS – абсолютный лидер рынка облачных решений. Доля AWS в мировой выручке в 2019 году достигала 32,4%, или 9,8 млрд долларов США. Ближайший конкурент, Microsoft Azure, серьезно отстает: доля компании составляет 17,6%, или 5,3 млрд долларов.
По итогам 2020 года, рынок должен вырасти, во многом за счет пандемии и роста интереса к облачным технологиям. В Gartner прогнозируют цифру 266,4 млрд долларов – это на 17% больше, чем годом ранее.
Западные компании уже оценили преимущества мультиклаудов – облачных инфраструктур, которые построены на решениях разных поставщиков. Распределенные вычислительные мощности, которые обслуживают различные провайдеры, доступнее и географически, и с точки зрения цен, и с позиции исполнения локального законодательства.
Новый мультиклауд укрепит позиции AWS на глобальном рынке. Российским клиентам MCS также станет проще работать с зарубежными заказчиками.
Ситуация в РФ
Российский рынок облачных решений оценивают в 86 млрд рублей – 1,2 млрд долларов по актуальному курсу. Прямые продажи зарубежных облачных сервисов составляют здесь лишь 8%.
Крупнейшим реселлером услуг иностранных облачных сервисов является Softline. Компания занимает примерно 7% рынка, работает с Microsoft, Google и другими провайдерами. Но проникновение облачных сервисов в России сравнительно низкое – около 10%. Для понимания: в мире этот показатель достигает 60%.
Иностранным сервисам тяжело работать в РФ во многом из-за ограничений на хранение персональных данных. Кроме того, российские клиенты испытывают трудности с оплатой в валюте, долларовыми счетами и отслеживанием связанных с этим изменений в законодательстве.
Зарубежные компании активно включились в создание мультиклаудов в РФ. Так, большое будущее прочат облачному сервису SberCloud, который запустили Сбербанк и Huawei. Сама Softline развивает Softline Cloud с доступом к собственным ресурсам и облакам Google, AWS и Microsoft. Новый проект может составить ему конкуренцию и заметно увеличить объем российского рынка облачных решений.