В ходе расследования мошеннических действий в отношении 380 одноранговых кредитных платформ китайские спецслужбы арестовали за рубежом 62 подозреваемых и конфисковали активы на общую сумму около 1,5 млрд долларов.
Охота на лис
Розыск и задержание подозреваемых чиновников и руководителей компаний за рубежом – главная цель программы «Охота на лис», которая проводится в рамках борьбы с коррупцией.
На данный момент китайские подозреваемые были задержаны и переправлены на Родину в 16 странах мира.
Одноранговые платформы (P2P) занимаются сбором средств у частных инвесторов и ссужают деньги небольшим корпоративным и индивидуальным заемщикам, обещая высокую прибыль. На пике развития этой сферы в 2015 года в Китае действовало около 3 500 таких организаций.
Приблизительно в это же время стало известно о том, что китайские власти решили завершить проект по мониторингу и выявлению подозрительных действий чиновников посредством системы на базе ИИ.
Взяточники на ранней стадии
Программу противодействия коррупции, получившей название Zero Trust, разработали в китайской Академии наук. Для тестирования были выбраны 30 преимущественно периферийных округов и префектур, в которых уровень жизни населения ниже среднего по стране.
По официальным данным в Поднебесной 50 млн чиновников, под наблюдение системы попало около одного процента территории. В итоге за шесть лет программа выявила 8721 должностное лицо, подозреваемое в коррупционной деятельности.
Действие программы прекращено региональными властями в округах и провинциях, но некоторые партийные структуры продолжают использовать систему и выступают за ее внедрение повсеместно, поскольку «цель системы не наказание чиновника, а его спасение на ранней стадии».
Под цифровым колпаком
Опасения чиновников можно понять. Zero Trust имеет доступ к более чем 150 государственным и региональным базам данных, что дает возможность перекрестного сбора информации и построения многоярусных схем общественных отношений. Обрабатывая эти данные, система определяет подозрительные несоответствия и связи чиновников между собой. Анализируется стоимость недвижимости, автотранспорта принадлежащего чиновникам и официальные доходы.
Под контролем нейросети находятся банковские счета чиновников и членов их семей. Zero Trust наблюдает за проведением торгов в рамках государственных закупок, выявляются родственники и даже знакомые, принимающие участие в закупках.
Деятельность чиновников проверяется в онлайн-режиме. Для получения информации задействуются и спутниковые снимки конкретной территории определенного округа, для которого выделялись деньги на строительство, например, дороги. Искусственный интеллект сравнивает объем выделенных средств с конечным результатом и делает выводы.
Коррупционер «в общих чертах»
Отслеживая деятельности чиновников, система начисляет баллы. Когда сумма баллов достигает критической отметки, идет сигнал о возможном коррупционере. Дальше возникает проблема: правоохранительные органы знают подозреваемого, но не имеют представления, что он совершил. Система не может назвать конкретные факты, так как приходит к выводу по совокупности различных действий чиновника.
На первых порах правоохранители реагировали на каждый сигнал: опрашивали коллег, соседей, изучали расходы и доходы подозреваемого. Такая работа может длится несколько месяцев и не принести результата. В итоге, со временем, с подозреваемыми просто связывались и рекомендовали не допускать ошибок в работе. Лишь несколько человек, указанных системой, были приговорены к реальным срокам заключения.
Бюрократическое сопротивление
Против системы активно выступают чиновники, испытавшие ее действия на себе. Резонно возмущаются вторжением в личную жизнь и тем, что даже искусственный интеллект может ошибаться. Решение о сворачивании программы было принято под давлением подавляющего числа чиновников, утверждавших, что испытывают сильное давление, постоянно находясь под надзором.
Некоторые китайские эксперты негативно отреагировали на новость о приостановке работы Zero Trust, утверждая, что систему отключили по причине ее высокой эффективности.