Пандемия COVID-19 дала толчок активному росту рынка дистанционной связи и организации удаленной работы по всему миру. Стремительные темпы развития коснулись и повсеместного внедрения систем телемедицины.
Про COVID и телемедицину
Социальное дистанцирование - один из основных методов сдерживания распространения коронавируса по всему миру. В большинстве стран люди все чаще предпочитают совершать покупки онлайн, проходить дистанционное обучение, работать из дома. Но некоторые из базовых потребностей не могли быть удовлетворены удаленно. К таким потребностям относится осмотр врача и получение медицинской консультации.
Новая реальность подтолкнула многие страны, включая Индию, Великобританию, Испанию, Китай и другие, ввести частичный или полный переход на предоставление медицинских услуг онлайн. В первую очередь удаленный доступ к медицинским услугам через платформы телемедицины получат пациенты с симптомами ГРИППа и ОРВИ.
Большой рост на рынке телемедицины стал очевиден еще с началом пандемии COVID-19. Компании, предоставляющие услуги дистанционной диагностики, наблюдали всплеск виртуальных посещений. Количество обращений в день потребовало от организаций вкладываться в наращивание мощностей для обработки до нескольких тысяч виртуальных пациентов, что способствовало росту рынка.
Пандемия продемонстрировала насколько важное значение имеет способность быстро масштабировать ИТ-инфраструктуру под меняющиеся условия. В то же время, строить ИТ-системы с большим запасом мощности не всегда оправданно с экономической точки зрения. Сегодня пандемия буквально испытывает на прочность ИТ-системы в области здравоохранения.
Про телемедицину в мире
Телемедицина быстро трансформирует отрасль здравоохранения. В ближайшие несколько лет ожидается, что она станет наиболее распространенным и часто используемым методом проведения диагностики и назначения лечения.
Появление технологических усовершенствований, связанных с мобильной связью и интернетом, будет способствовать расширению рынка. Однако, вопросы безопасности и конфиденциальности пациентов станут основными факторами, сдерживающими рост. Отсутствие знаний и доверия к новому формату общения с врачом также отрицательно скажутся на рынке.
Для того, чтобы телемедицина смогла выйти на рынок, многие страны Европейского Союза внесли изменения в те области законодательства, которые регулируют деятельность компаний, предоставляющих медицинские услуги онлайн. Эти меры поспособствовали более широкому распространению телемедицины и расширению возможностей для возмещения расходов.
Теперь пациенты, опасающиеся посещать больницы из-за вероятности заражения, могут получить консультацию онлайн. К тому же, доступ к медицинским услугам по интернету получили пациенты, проживающие в отдаленных районах, где отсутствуют в шаговой доступности медицинские учреждения.
Телемедицина в России
В соответствии с законодательным актом, принятым в 2018 году, в России врач дистанционно имеет право проводить только консультации — о постановке диагноза и назначении лечения удаленно речь пока не идет. Однако, уже в 2018 г. в РФ было проведено:
- более 197 тыс. консультаций в формате «врач-врач»;
- 189 тыс. онлайн консультаций между врачом и пациентом;
- свыше 226 тыс. консультаций для вынесения заключения по результатам диагностических исследований;
- к тому же около 37 тыс. пациентов находились на дистанционном наблюдении за состоянием здоровья;
Наибольшим спросом пользовались терапевты и педиатры. В 2019 г. российский рынок подобных услуг оценивался в 2 млрд. руб., что немного относительно объемов в других странах. Но, как прогнозируют эксперты, в России есть потенциальный рост сегмента до 30-50% в год, что существенно выше общемировых темпов.
Также для широкого распространения телемедицины немаловажным фактором являются качество связи и цветопередача изображения, технические характеристики инфраструктуры управления данными и вопросы конфиденциальности.