Правительство готовит концепцию регулирования для быстро развивающихся цифровых экосистем, таких как Сбер, Яндекс, Тинькофф и других. Цель – повысить конкурентоспособность экосистем за рубежом.
Основные положения концепции и этапы ее реализации
Согласно информации, полученной газетой «КоммерсантЪ», Минцифры РФ подготовило проект концепции регулирования цифровых экосистем.
Правительство предлагает законодательно урегулировать понятия «экосистема» и «цифровая платформа» в концепции регулирования цифровых экосистем.
В проекте описаны различные направления госрегулирования:
- инвестиции государства в развитие цифровых платформ;
- принципы налогообложения экосистем;
- координация стратегий крупных цифровых платформ;
- порядок слияний и поглощений экосистем.
Концепция будет реализована в два этапа:
- 1 этап – разработка соответствующего регулирования в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды», который входит в национальную программу «Цифровая экономика». Этот этап продлится до 2022 года.
- 2 этап – массовое создание цифровых платформ и их интеграция в экономику. Этап продлится до 2030 года.
Отношение Банка России к цифровым экосистемам
Банк России опубликовал доклад на тему цифровых экосистем, в котором изложил преимущества и необходимость развития этой отрасли.
В докладе перечислены крупнейшие российские экосистемы (Сбер, Яндекс, Mail.ru Group, ВТБ, Тинькофф, МТС) и выделены особенности каждой из них:
- Сбер расширяет свою экосистему, приобретая компании в самых разнообразных отраслях. Все его сервисы имеют единые элементы. Согласно «Стратегии-2020», Сбер должен стать крупнейшей экосистемой уровня Amazon и Google.
- ВТБ выстраивает открытую экосистему на основе цифровых партнерств.
- Тинькофф доказал, что главное в организации банковского бизнеса – развитие электронной интернет-системы. Сейчас компания называет себя финансовой онлайн-экосистемой.
- Яндекс – основной бизнеса компании остаются интернет поиск и маркетинговые сервисы. С 2010 года ключевая стратегия – выход из онлайна в офлайн за счет развития различных сервисов.
- Mail.ru Group – группа равноправных подразделений. которая называет себя «экосистемой экосистем». Основная особенность экосистемы – крупные партнерства (Сбер, Alibaba Group).
- МТС – стратегия компании направлена на создание продуктовой экосистемы с простым взаимодействием между сервисами на базе основного телекоммуникационного бизнеса.
По мнению Банка России, для того, чтобы в дальнейшем благоприятно развивался платформенный сегмент в российской экономике, концепция регулирования экосистем в России должна включать в себя следующие задачи:
- проведение государственной политики поддержки внутренней конкуренции, для того, чтобы сохранить оптимальную структуру рынка;
- защита прав и интересов потребителей и поставщиков как внутри экосистемы, так и за пределами ее;
- создание условий для повышения конкурентоспособности национальных платформ и экосистем;
- противодействие недобросовестным конкурентным практикам и др.
Мнения экспертов
Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», назвал концепцию «своевременным и востребованным» документом. Он добавил, что экосистемы формируются не только на уровне коммерческих структур, но и на уровне государства, поэтому этот вопрос должен найти отражение в концепции.
В МТС считают, что те подходы регулирования, которые применяются для традиционных рынков, не в полной мере отвечают потребностям экосистем. У оператора в планах участие в обсуждении вопросов регулирования экосистем.
В Mail.Ru Group сообщили, что «в контексте соревнования за домашний рынок отечественных и глобальных игроков важнее поддерживать равные возможности и избежать дискриминации российских компаний».