Компания Rolls-Royce сотрудничает с Intel в рамках реализации проекта по автоматизации судоходства. Согласно планам, к 2025 году на морских просторах будет курсировать полностью автономный грузовой флот.
Давно назревшее решение
Ежедневно в мировом океане находится около 100 тысяч крупных судов. Морские грузоперевозки всегда считались самыми дешевыми (сегодня около 90% грузов доставляется по воде). Однако современные технологии, внедряемые сухопутными конкурентами, постепенно нивелируют это преимущество. Судоходные компании как никогда заинтересованы в снижении своих издержек и привлечении клиентов.
В ближайшем будущем расходы на транспортировку грузов морем могут существенно уменьшиться. Вместо целого экипажа управлять грузовыми судами будет система на базе искусственного интеллекта, которая сможет задействовать радары, лазеры и автопилот. Человеку придется брать управление в свои руки только для выполнения сложных маневров (например, швартовки судна в доке).
Человеческий фактор и технические детали
Корабль без экипажа – это не только дополнительное пространство, но и возможность освоить принципиально новый подход к дизайну. Палуба и постройки на ней – рубка, капитанский мостик и.т.д – станут не нужны, зато можно будет сэкономить место для грузов. Суда начнут проектировать в виде капсулы с полым трюмом.
Немаловажный аспект в пользу автоматизации – человеческий фактор. Ежегодно морские транспортные компании несут убытки из-за аварий, связанных с непрофессионализмом экипажа. По статистике Rolls-Royce, за последние десять лет потеряно более тысячи крупных судов, как минимум 70% из них – по вине человека. «Умные» корабли позволят существенно снизить неприятный показатель.
По расчетам специалистов, с одного автоматизированного судна в центр управления ежедневно будет поступать около терабайта данных, собираемых зрительными, позиционными датчиками и камерами с высоким разрешением. Получаемую информацию планируют хранить в 3D NAND-накопителях Intel.
«Обучение» судов будет осуществляться посредством нейронной сети, функционирующей на процессорах Intel Xeon Scalable. В нее уже загружено 5 млн изображений, которые включают: фотографии всех типов судов с различных ракурсов, береговые линии и посторонние предметы.
Автономные норвежцы
Пока Rolls-Royce готовит масштабный проект по запуску целой автономной флотилии, в Норвегии переходят к практике. Ожидается, что уже в этом году беспилотное судно под названием «Яра Биркеланд» осуществит поставки удобрений вдоль южного побережья королевства. Данный проект – совместное начинание производителя удобрений Yara и технологической фирмы Kongsberg Gruppe, которое анонсировали в прошлом году.
Судно на электрической тяге вместимостью 100-150 морских контейнеров оценивается в 25 млн долларов, что втрое дороже строительства неавтономных аналогов. Но при этом расходы на зарплату экипажу и топливо сократятся примерно на 90% в год. Первые несколько рейсов на борту все же будет присутствовать технический персонал, на полностью автономную работу судно планируют перевести к 2020 году.
Такая отсрочка обусловлена не техническими, а законодательными проблемами. К 2020 году в международном морском праве регламентируют правила эксплуатации автономных судов. Тогда, по словам представителя Yara, «умные» корабли консорциума начнут осваивать более протяженные маршруты.