Специалисты Минцифры разработали государственную открытую лицензию для программного обеспечения. Официальной презентации документа не проводили – текст документа обнаружили в Git-репозитории.
Особенности документа
Государственная открытая лицензия версии 1.1 в целом похожа на MIT, которую разработали сотрудники Массачусетского технологического института. Документ создали по заказу Минцифры, и ей принадлежат права на текст. В репозиторий программного комплекса «Витрины данных НСУД» лицензию добавили 25 июня 2021 года.
Программное обеспечение, которое выпускается под новой лицензией, можно полностью и частично использовать в любых целях, которые не запрещены российским законодательством. Софт можно изучать, дорабатывать, распространять оригинальное ПО и собственные версии на его основе в России и других странах-членах ЕАЭС (Евразийского экономического союза). При этом производный софт может распространяться и под другой лицензией.
Преимущества и недостатки
Государственная открытая лицензия является пермиссивной. Она практически не ограничивает права пользователей и разработчиков, которые развивают софт с открытым исходным кодом. Документ ориентирован на российское законодательство и включает множество уточнений, которые и так содержатся в правовой базе.
Как и для MIT, ни одна из сторон (разработчик или пользователь ПО) не может требовать возмещения убытков, нанесенных ошибками или недостатками софта. Также лицензиар не обязан исправлять уязвимости и баги в программе.
В то же время некоторые определения в документе можно толковать по-разному. Например, исходный текст описали как «программу для ЭВМ в форме текста на языке программирования, который может быть прочтен человеком».
Фактически в такой формулировке к исходному тексту можно отнести и «генеренку» – код, который автоматически производится скриптами-генераторами на основе описанных правил и шаблонов. Кроме того, из определения не следует, что исходный текст обязательно можно преобразовать в исполняемый код.
Интересен и еще один момент: в пояснительном тексте к лицензии указана версия 1.0. хотя сам документ выпущен в версии 1.1. Эксперты считают, что документ дорабатывали наспех, поэтому и возникло такое несоответствие.
Напомним, что недавно в России прошел Russia Open Source Summit. На нем крупные российские ИТ-компании решили объединиться в Russian Open Source Foundation, чтобы заняться системным развитием свободного ПО в стране.