Специалисты из Университета ИТМО и Санкт-Петербургского академического университета представили новую технологию создания этикеток. Она призвана защитить рынок от распространения контрафакта.
Зачем нужны невидимые этикетки
Во многих странах широко используются системы маркировки. Но преступники достаточно быстро осваивают такие технологии и создают поддельные этикетки для распространения контрафактного или незарегистрированного товара.
Невидимые этикетки должны обеспечить новый уровень защиты. В их создании применяются передовые технологии и дорогостоящее оборудование. В случае массового производства новые этикетки практически не повлияют на стоимость товара. Но мошенникам будет невыгодно обзаводиться передовыми устройствами для маркировки.
Как устроены невидимые этикетки
Материал о создании невидимых этикеток опубликовали в авторитетном издании Advanced Materials. В качестве основы ученые использовали наклейку из силиконовой нанопленки со специальной решеткой микроскопических отверстий. Ее нельзя рассмотреть невооруженным глазом и подделать с помощью традиционных методов и технологий.
Фемтосекундный лазер выполняет избирательное облучение такой пленки. В результате в кристаллическую решетку из кремния внедряются ионы эрбия, редкоземельного металла. Затем пленка кристаллизуется, и ее уже невозможно изменить.
Эрбий люминесцентен: если посветить на этикетку лазерным лучом, металл меняет цвет. Это позволяет сформировать изображение и считать его.
Авторы технологии отметили, что сила свечения невидимых этикеток зависит от интенсивности и длины волны света, а также ряда других параметров. Экспериментируя с ними, можно дополнительно улучшить защиту такой маркировки.
Этикетки, представленные на видео, были получены с помощью лазерного луча с длиной волны 1530 нм. Но ученые также создали и более надежные решения: после обработки лазером они выполняли химическое травление слоя эрбия и запись дополнительных нелюминесцентных отверстий поверх первоначально созданных изображений.
Специалисты подчеркнули, что этикетки устойчивы к химическим воздействиям и механическим повреждениям. Основа у этикеток гибкая, поэтому их можно наносить на большинство упаковок: например, не только на коробки, но и на бутылки.
Иван Мухин, заведующий лабораторией Санкт-Петербургского академического университета и исследователь ИТМО, отметил, что внедрять этикетки в экономику можно уже сейчас.