«Яндекс» регистрирует два новых устройства – «Яндекс.Телефон» и «Яндекс.Модуль». Как будут развиваться стартапы и стоит ли ожидать пополнения семейства умных устройств фирменной экосистемы?
Зарегистрировать – не значит выпустить
12 июля «Яндекс» зарегистрировал в реестре криптографических средств Евразийского экономического союза два новых устройства: смартфон «Яндекс.Телефон» (модель YNDX-000SB) и мини-компьютер «Яндекс.Модуль», производителем которого значится «НотЭназерУан Инк» Сан-Франциско, США. Детали о технических характеристиках и дате выхода на рынок этих устройств пока не сообщаются.
Напомним, что 29 мая на конференции Yet another Conference 2018 компания представила умную колонку «Яндекс.Станция», которая в июле поступила в розничную продажу.
Выйдут ли смартфон и «Яндекс.Модуль» на рынок и будут ли иметь успех – пока не известно. Возможно, это лишь очередные эксперименты в области производства умного железа, которые так и не дойдут до пользователя. Попробуем разобраться в стратегии и экосистеме «Яндекс» подробнее, чтобы понять, каких ожидать новинок и откроет ли компания новое направление по выпуску собственных гаджетов.
Экосистема стартапов
Прежде чем делать выводы о новых устройствах, стоит посмотреть внимательнее на политику «Яндекса» в области создания новых сервисов и проектов. Поисковой гигант с капитализацией в 11 млрд долларов прошел долгий путь от очередного индексатора Yet another indexer, созданного Аркадием Волож и Ильей Сегалович в 1993 году, до транснациональной корпорации с амбициями Кремниевой долины. «Яндекс.Почта», «Яндекс.Новости», «Яндекс.Гуру» создавались в 2000 году и не были независимыми. Со временем проектов становилось больше и появилась потребность выделить их в отдельные бизнес-юниты. Так была создана система экспериментов.
Процесс выглядит следующим образом: у человека появляется идея, он находит единомышленников, и они делают прототип. Если выходит нечто интересное, можно заявить об этом в специальном комитете «Яндекс». Прототип оценивает «группа из четырех товарищей». Два голоса из четырех запускают «конвейер эксперимента» длительностью два года. Каждые полгода экзамен повторяется, еще через полгода уже нужно три голоса – и так до четырех раз. В результате проект или останавливают, если он не интересен, или запускают стартап как отдельный бизнес в виде сервиса. Каждый успешный проект выделяют в отдельную компанию, при этом оставаясь в пределах инфраструктуры главной корпорации и поддерживая экосистему всех сервисов. Таким образом, стимулируя стартапы развиваться при помощи элементов финансовой независимости, сохраняется стратегическая линия развития корпорации в целом. Менеджеры каждого проекта мотивированы акциями собственного бизнеса, а «Яндекс» получает постоянный приток новых идей и проектов, сохраняя единый бренд и контроль над всеми направлениями.
Основатель и руководитель группы компаний Аркадий Волож говорит: «Мы хотим, чтобы люди, которые развивают эти отдельные компании, эксперименты, бизнес-юниты, были отдельными, независимыми, с собственной инициативой, но помнили о базе. Чтобы они брали из экосистемы, но и возвращали в экосистему».
Кто на новенького?
Мы уже писали о новом сервисе по борьбе с мошенничеством, запущенным в июне проектом «Яндекс.Касса», и ряде других новшеств от «Яндекса». Судя по заявлениям руководства компании, они остаются, в первую очередь, софтверной компанией, ориентированной на онлайн-сервисы, что полностью оправдано в современных условиях: китайские производители постоянно делают более дешевое и качественное железо, с которым не способны конкурировать даже очень солидные мировые компании. Однако выпуск собственных гаджетов направлен, прежде всего, на повышение лояльности клиентов – человек, купивший Chromebook, будет использовать сервисы Google, а пользователь iPhone вряд ли захочет и сможет поставить себе Windows Mobile. Создавая собственные бренды умных устройств, «Яндекс» приучает пользователей к отечественным сервисам.
Выйдет ли на рынок смартфон или модуль умного дома с логотипом «Яндекса» – пока неизвестно, однако интерес компании к созданию железа под собственным брендом оправдан и предсказуем.